Реальные выгоды от ЕАЭС – ключевая проблема на пути Еревана в ЕС: мнение Маркедонова

© Sputnik / Aram NersesyanСергей Маркедонов на конференции на тему "Армения и Россия в условиях регионального и глобального переформатирования: уроки и стратегический выбор" (11 декабря 2024). Еревaн
Сергей Маркедонов на конференции на тему Армения и Россия в условиях регионального и глобального переформатирования: уроки и стратегический выбор (11 декабря 2024). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 13.01.2025
Подписаться
Российский политолог считает, что у Никола Пашиняна не очень удачно получается купировать недовольство Москвы из-за решения Армении по ЕС.
ЕРЕВАН, 13 янв – Sputnik. Ключевая проблема для Армении на пути к евроинтеграции — это наличие конкретных выгод от членства в ЕАЭС, которые приходится сопоставлять с менее определенными перспективами сотрудничества с ЕС. Об этом в Telegram-канале Bunin & Co пишет российский политолог Сергей Маркедонов.
На прошлой неделе армянский кабмин одобрил законопроект о начале процесса вступления страны в Европейский союз. По словам Маркедонова, многие представители ЕС поспешили трактовать этот шаг как попытку Еревана дистанцироваться от России. В российском же медийном пространстве инициативу назвали новой "красной линией" в отношениях с Москвой.
В этом контексте политолог обратил внимание на слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что решение по данному вопросу может быть принято только через референдум. По мнению эксперта, таким образом премьер пытается "купировать" недовольство Москвы, но делает он это, по его словам, не слишком убедительно. Ранее, напоминает Маркедонов, Пашинян уже апеллировал к народному волеизъявлению по ключевым вопросам — от реформы судебной системы до Нагорного Карабаха, — но затем отказывался от референдумов.
В России пока реагируют сдержанно. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и вице-премьер Алексей Оверчук заявили о несовместимости участия Армении одновременно в ЕАЭС и ЕС, так как оба союза требуют отсутствия таможенных границ и свободы перемещения товаров, услуг и рабочей силы.
Тем не менее, по мнению Маркедонова, отношения Армении с ЕАЭС остаются более стабильными, чем с другими интеграционными объединениями, такими как ОДКБ. Он отметил, что критика в адрес ЕАЭС со стороны Еревана звучит гораздо реже.
Он также за год председательства в ЕАЭС (перешло в 2025 к Беларуси -ред.) не использовала эту позицию для продвижения европейских интересов внутри союза.
"Ереван с началом нового 2025 года сдает председательский пост в этом объединении Минску. Но за год своего председательства армянская сторона не пыталась играть роль "троянского коня" Евросоюза внутри евразийской интеграционной структуры", — пишет он.
Возвращаясь к вопросу евроинтеграции, Маркедонов обратил внимание на ремарку Пашиняна, сделанную на заседании правительства. Премьер-министр отметил, что начатый процесс "не означает членства Армении в Евросоюзе в прямом смысле этого слова". Пашинян будто бы предостерегает от завышенных ожиданий - "и правильно делает", подчеркивает эксперт. Помимо рвения официального Еревана необходимо еще и согласие Брюсселя, и государств-участников европейского интеграционного объединения.
Напомним, 9 января правительство Армении одобрило законопроект "О начале процесса вступления Армении в Евросоюз" и направило его в парламент. Тогда же премьер-министр Никол Пашинян заявил, что этот документ не следует воспринимать как заявку на вступление в ЕС. Его цель — продемонстрировать готовность Армении к углубленному сотрудничеству и совместной проработке плана действий. По словам премьера, только после переговоров станет ясно, выносить ли вопрос о вступлении в ЕС на референдум.
Лента новостей
0