Армянской дипломатии пора вылезти из "коротких штанишек"

© Sputnik / StringerПустое кресло министра иностранных дел Арарата Мирзояна
Пустое кресло министра иностранных дел Арарата Мирзояна - Sputnik Армения, 1920, 01.03.2025
Подписаться
Дипломатами рождаются редко. Пик этой службы за рубежом – Чрезвычайный и Полномочный посол, но прежде чем им стать и достойно представлять страну, надо пройти годы обучения, иметь за плечами не только профессиональный, но и богатый жизненный опыт. Но так получается не всегда.
Отзовут рассердившего Пашиняна посла Виктора Енгибаряна из Берлина или оставят — на отношениях между двумя странами это вряд ли скажется. Примерно так же с большинством глав дипломатических миссий Армении.
А ведь посол — это официальный представитель интересов и руководства своей страны, своеобразный глашатай воли своего государства на международной арене. Он — лицо государства, его голос и визитная карточка в глазах мирового сообщества. Ответственно и почетно.
Если судить о месте и роли Армении в сегодняшнем мире с этой позиции, то гордиться стране особенно нечем. Не в том дело (или не только в том), что Армения географически не велика и экономически никак не супермен, а в том, что послы работают на ее благо как умеют и, получается, работают плохо. Если так, то почему?
Объяснимся. Сегодня на смену послу США в России Линн Трейс (матерый дипломат, переведенная из Еревана в Москву) готовят Ричарда Норланда. Шестьдесят девять лет. На дипломатической службе около тридцати пяти лет, возглавлял посольства США в Ливии, Грузии и Узбекистане, был заместителем главы дипмиссии США в Афганистане и Латвии. В конце 1980-х он работал в посольстве США в СССР. Ныне — спецпосланник Госдепа по Ливии. Впечатляет.
Тем временем послом России в Америке стал Александр Дарчиев: США передали официальную ноту с агреманом (согласием) на его назначение. У него не менее внушительный послужной список.
Смотрите. Возраст шестьдесят пять лет. В 1992-1997 годах — первый секретарь, заведующий отделом, начальник отдела Департамента Северной Америки МИД России. Затем — советник Посольства России в США, заместитель директора Департамента Северной Америки МИД России. В 2005-2010 годах советник-посланник Посольства России в США. Не загружая далее, назовем последнюю должность: Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Канаде.
Чтоб не отходить от "кассы" далеко. Те же США, но с Лилит Макунц. С августа 2021 года — посол Армении в Вашингтоне. Что за спиной? После учебы в Государственном университете Еревана, окончила магистратуру в том же вузе, прошла дипломированный курс в летней школе Флетчера, преподавала английский в РАУ, работала в Корпусе мира при посольстве США. Похвально, но чтобы нести посольскую вахту в таком значимом государстве — как-то хлипко. Не в Замбию или Папуа-Новую Гвинеи отправляют, все-таки.
Да, свободно говорит по-английски, что само по себе и не плохо. Да, молода, но и это никогда не было главным достоинством и решающим аргументом при назначении послов. Тогда зачем? И если бы промахнулись только с Америкой…
В СССР на дипломатическую работу часто посылали либо проштрафившихся, либо опасных (в конкурентном смысле) для руководства страны чиновников. Так послами от Армении в разных странах мира становились первый секретарь ЦК Сурен Товмасян (Вьетнам, Ливия), второй секретарь ЦК Георгий Тер-Газарянц (Сенегал, Гамбия, Зимбабве), министр Камо Удумян (Непал, Люксембург) и многие другие.
Относиться к ним можно по разному, но они точно не выскочки и никак не недоучки. Отсутствие профессионализма в дипломатии отчасти покрывалось богатым трудовым и жизненным опытом. Помогало.
Бывало приходилось, как в случае с выходцем из Гориса Товмасяном, близко знакомить вьетнамского президента Хо-Ши-Мина с тутовой водкой. Сближало.
Есть и другое. Это когда представлять свою страну за ее рубежами отправляют лицо, известное и почитаемое все миром. Так Шарль Азнавур, великий певец и благотворитель, был отправлен в Берн представлять Армению. Сработало. Уже тем, что способствовало узнаваемости армян не только в Швейцарии, но и Европе. Но то великий Азнавур, таких у нации больше нет и что-то не предвидится.
Между тем, магия громкого имени срабатывает не всегда. Юрик (так по паспорту) Варданян, прославленный на весь мир штангист, назначается послом в Грузию. В стране аккредитации к нему отнеслись тепло — Юрика любили и грузины тоже, но в смысле развития отношений двух стран-соседей и удовлетворенности чемпиона мира своей новой работой — никакой радости. Это как если бы карьерного дипломата назначили выходить на помост и поднимать штангу.
Откуда брать профессионалов? Давным-давно (в конце пятидесятых) в Ереванском университете создали факультет международных отношений. Готовили дипломатов, хотя для отдельно взятой Армении в них не было нужды, поскольку республика была частью СССР. Во всех случаях многие армяне-дипломаты выезжали на работу в посольства разных стран, а руководство Армении застолбило за армянами место первого секретаря Посольства СССР в Париже. Аргумент: во Франции находится, пожалуй, самая влиятельная армянская диаспора в Европе, и находить с ней общий язык легче всего на армянском. Москва с предложением Еревана согласилась, и вскоре в Париж прибыл первый посланец из Еревана Левон Манасерян. Его сменяли Марат Харазян, Генрих Лилоян, Рубен Саакян. Работать им приходилось не только с французами из Франции, но нередко и с армянами из Армении.
Из воспоминаний философа, культуролога, литературоведа, переводчика Карена Свасяна. "В большом культурном центре собралась масса людей, в том числе и официальные лица, и гостю-министру предоставили слово. Гость, министр разумеется, говорил по-армянски, а Харазян Марат, стоял рядом, переводил на французский. Он делал это едва ли не на автопилоте, пока не встрепенулся, услышав следующее: "Мы рады приветствовать Францию, давшую миру таких великих людей, как Шекспир, Байрон, Диккенс, Теккерей".
Марат: "... Ну хоть бы раз попал!"
Мы: "И что же ты?"
Марат: "А что я! Я кашлянул в кулак и перевел: "Мы рады приветствовать Францию, давшую миру таких великих людей, как Гюго, Бальзак, Стендаль, Флобер".
…Дипломатия новой Армении все еще в процессе становления, хотя могла бы уже вырасти из "коротких штанишек" и заявлять о себе внятнее и громче. Исходить при этом желательно из принципа: "Не конфликтуй: с умным договорись, а дурака обмани".
Правда, дураков в сфере международных отношений становится все меньше, а вот стран, желающих оставить нас в дураках, больше.
Лента новостей
0