Ближневосточный узел и армянские перспективы: Армен Геворкян показал региональную мозаику

© Sputnik / Aram NersesyanДепутат от фракции "Айастан" Армен Геворгян на очередном заседании Национального Собрания Армении (2 марта 2022). Еревaн
Депутат от фракции Айастан Армен Геворгян на очередном заседании Национального Собрания Армении (2 марта 2022). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 07.03.2025
Подписаться
О сложных процессах на Южном Кавказе в контексте геополитических процессов и новых логических маршрутов рассуждает бывший вице-премьер Армен Геворкян.
ЕРЕВАН, 7 мар – Sputnik. Правила игры, к которым привыкли действующие власти Армении, в отношениях с Западом в предстоящие несколько лет уже не будут работать, для каждого случая будет индивидуальный набор решений. Для того, чтобы оказаться в новом фокусе США, Армения не имеет того экономического значения, но Штаты не потеряют интерес к региону Южного Кавказа из-за Ирана. Такой интерес будет подогреваться также сближением Азербайджана и Израиля. Об этом пишет в своей статье для "Группы Альтернативные проекты" депутат от оппозиционной фракции "Айастан", бывший вице-премьер Армен Геворкян.
"Именно поэтому понимание, что по российско-американскому "переформату" регион останется под патронажем России - не рационально: армянский вопрос в контексте мирного договора с Азербайджаном и так называемым "Зангезурским коридором" будет как минимум в зоне латентных интересов США и их региональных союзников", - считает Геворкян.
При этом Турция будет продолжать бороться за реализацию тюркских амбиций и получение доминирования в регионе, что может получить закулисную поддержку США (не своими руками ослаблять Россию). На этом фоне Азербайджан будет стремиться ограничивать влияние Турции, России и Ирана на свое самостоятельное (независимое) позиционирование в регионе и будет усиливать свои отношения с Израилем, с помощью которого будет решать свои вопросы с новой американской администрацией.
"Россия будет исходить из того, что достигнуто понимание с США о своих зонах стратегического присутствия и интересов, в том числе по Южному Кавказу, и будет настойчиво-требовательным к своим региональным партнерам. В том числе будет проявляться очевидное стремление к ограничению турецких аппетитов", - полагает депутат.
Что касается Запада, то он будет усиливать российско-китайско-индийскую транспортно-логистическую гонку и соперничество: коридор Север-Юг, коридор из Китая в Европу через Среднюю Азию и Южный Кавказ, а также новый индо-арабский транспортный маршрут в Европу. Обострение интересов в этом пространстве может стать реальным вызовом для дееспособности БРИКС+, считает Геворкян.
"Нам следует исходить из того, что в регионе будет сохраняться большой конфронтационный потенциал. Россия не станет автоматически региональной доминантой Южного Кавказа по решению сторон, ей просто дадут возможность вновь "завоевать" регион. Какие рычаги и механизмы влияния она выберет и использует, в том числе в плане переосмысления интеграционных форматов, покажет время", - пишет парламентарий.
Самым сложным вызовом в ближайшей перспективе для "тройки гигантов" на Южном Кавказе будет турецкий фактор:
России нужно будет вести с Турцией неминуемый стратегический диалог, так как зоны соприкосновения очень обширные – Черное море и боевые действия на Украине, Сирия и российское военное присутствие там, Южный Кавказ, Средняя Азия, Северная Африка. Последние события в Абхазии показывают, что для правящей турецкой элиты нет табу в отношениях с Россией, и они также могут отсутствовать при необходимости дестабилизировать отдельные регионы России. Вынужденно усиливающийся фактор российско-турецкой энергетической кооперации определяет новые форматы взаимной зависимости и напряженности.
Турция при поддержке своих западных партнеров будет стремиться к максимально быстрой реализации новых проектов по транзиту газа и нефти из зоны Персидского залива и Средней Азии в Европу, что явно будет идти вразрез с интересами России.
По мнению Геворкяна, ситуация для России несколько осложняется тем, что традиционные отношения России и Армении, в которых существенную роль играл компонент нейтрализации для Армении турецких рисков, стали деформироваться. Действующие власти Армении готовы к принятию доминирующей роли Турции в регионе, а Россия пока только декларативно обозначает свое стратегическое несогласие с таким ходом событий.
В итоге появляются форматы "3+3" жизнеспособность которых будет зависеть от итогов глобального "переформата".
Турции предстоит налаживать более конструктивные отношения и с Китаем в контексте ее стратегического интереса к реализации новых транспортно-коммуникационных проектов на Южном Кавказе и стратегической представленности в Средней Азии, ограничить свою активную заинтересованность проблемами прав уйгуров, так как обратное может обернуться поощрением курдских амбиций в регионе вне Турции.

Новым вызовом для будущей региональной стабильности и безопасности становится усиливающееся стратегическое сотрудничество между Азербайджаном и Израилем. Алиев хочет уйти от зависимости как России, так и Турции, поэтому превращает Израиль в своего нового союзника, по сути усиливая противостояние в отношениях с Россией, Турцией и Ираном.
"Израиль становится не только союзником, но и глобальным экономическим партнером и основным адвокатом семьи Алиева. Миллиарды, заработанные на собственной нефти и газе, Азербайджан вкладывает в другие проекты вне региона, в частности, в израильские, так как, во-первых, уже истощаются собственные природные ресурсы, во-вторых, создаются новые инструменты вовлеченности и влияния. Нельзя исключать, что сближение Израиля и Азербайджана последних лет стало основной причиной усиления израильскими властями репрессивного давления на армянское культурно-религиозное наследие и присутствие в Иерусалиме", - пишет парламентарий.
С другой стороны, формирующееся тесное азербайджано-израильское сотрудничество может также вызвать у Алиева практическую мотивацию к фатальным для себя действиям против Ирана и России.

Несмотря на ситуативное российско-азербайджанское энергетическое партнерство, Россия должна быть заинтересована в ограничении экономических возможностей Азербайджана, которые приводят к его сильной милитаризации. Такая милитаризация становится фактором нестабильности и новых вызовов в регионе, в том числе на южных рубежах России.
Геворкян допускает, что задача продолжения функционирования Минской группы ОБСЕ, вопросы возвращения армян в Арцах, освобождения армянских пленных и сохранения армянского культурно-религиозного наследия в Арцахе – могут вновь стать легитимными темами для России в отношениях с Азербайджаном.
Хотя Россия и будет стремиться к демонтажу институциональных механизмов западного влияния во всем регионе, используя опыт Грузии, тем не менее нужно будет четкое осознание и прагматическое принятие той реальности, что в Армении существенная часть общества уже не может принять и смириться с безальтернативностью пророссийской ориентации, заметил депутат.
Россия должна быть готова предложить:
новые перспективы и возможности для роста благосостояния населения,
абсолютно новый двухсторонний формат военно-стратегического сотрудничества и гарантий обеспечения безопасности и суверенитета Армении,
поддержать новые региональные и транс-региональные проекты и программы развития с участием Армении.
В контексте развития потенциальных инфраструктурных проектов (строительство нового газопровода Иран-Армения для транзита туркмено-иранского газа в Европу, новой железной дороги Иран-Армения и запуск железной дороги через Абхазию для налаживания новых транспортных потоков из Персидского залива в бассейн Черного моря, строительство новой АЭС и др) становится логичным усиление военно-технического сотрудничества России и Армении, в первую очередь на двухсторонней основе.
Основным посылом переосмысленного сотрудничества будет не только нейтрализация рисков новых антиармянских агрессий, но и защита всей инфраструктуры коридора Север-Юг, которая пролегает по территории Армении и имеет жизненно важное значение и для стран БРИКС+, отмечает Геворкян.
Последние события вокруг Украины показывают, что надеяться на европейские практические меры по защите армянского суверенитета и обеспечения безопасности не приходится.Еревану, кроме всего, нужно быть осторожным в чрезмерности своих стремлений стать региональным центром "либеральности", чтобы не превратиться в токсичного соседа для тех, кто пока сохраняет относительно ровные и дружественные отношения, например, Грузия и Иран.
На этом фоне неминуемо встает вопрос власти в Армении
Практический интерес к существованию действующей команды имеют Алиев и Эрдоган, а также Европа - для стимуляции анти-российских настроений, но без перспективы даже быть "помолвленными". А большая часть армянского общества стремительно теряет свой практический интерес к "бархатным властям". Основной проблемой внутри страны становится поиск той альтернативы, которая может прийти на смену в условиях происходящих глобальных трансформаций. Понятно, что чем дольше не будет вырисовываться эта альтернатива, тем дольше будет продолжаться текущая агонизирующая внутренняя и внешняя политика, а открывающиеся возможности для Армении по-новому, самобытному геополитическому позиционированию и развитию могут окончательно исчезнуть. Ответственность при этом за дальнейшую аномальность внутриполитической ситуации уже будут нести и невластные политические институты, подытоживает политик.
Лента новостей
0