https://am.sputniknews.ru/20250315/Khrani-Engibarova-vo-vnutrennem-karmane-skaz-o-kloune-chto-dumat-zastavlyal-a-ne-smeyatsya-26799469.html
Храни Енгибарова во внутреннем кармане: сказ о клоуне, что думать заставлял, а не смеяться
Храни Енгибарова во внутреннем кармане: сказ о клоуне, что думать заставлял, а не смеяться
Sputnik Армения
Сегодня, когда ереванский цирк стал скорее географической координатой для таксистов, а художественное содержание слов "клоун" и "клоунада" больше используется... 15.03.2025, Sputnik Армения
2025-03-15T14:32+0400
2025-03-15T14:32+0400
2025-03-15T16:25+0400
колумнисты
леонид енгибаров
клоун
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/03/0f/26799757_0:0:2083:1171_1920x0_80_0_0_bcdffebfc08966004cf264c0a8f1c9c0.jpg
Енгибаров находил красоту в любой "незначительности", создавая художественные образы из обыденных, почти бытовых вещей, доводя их до метафизических, духовно-поэтических высот.Среднестатистическому представителю поколения постнезависимости, который в лучшем случае видел статью о Енгибарове или фильм "Путь на арену", а может быть, прочитавшему пару-тройку его афоризмов, очень сложно понять феномен Енгибарова — свободу и революционность.В истории нет сослагательного наклонения, но если попробовать применить его к Енгибарову, представив его живущим в наше время, то, безусловно, он был бы "явлением" современного искусства, неповторимым концептуалистом.До сих пор при слове "клоун" у нас возникают ассоциации из стандартного набора визуальных компонентов: яркий грим, красный нос, цветные волосы или цилиндр, растянутая до ушей улыбка, хохот — все то, что вызывает у одних смех, а у других — коулрофобию. Примерно этими же архетипами в 60-е годы блистал триумвират корифеев советского цирка — "солнечный клоун" Олег Попов, "Карандаш" (Михаил Румянцев) и не нуждающийся в особом представлении Юрий Никулин.И вдруг в начале 60-х на манежах Союза появляется тот, кто, отбирая овации у мэтров клоунады, ломает не только визуальные, но и содержательные узлы вышеупомянутых стереотипов.Длинный шарф или шейный платок, бархатный пиджак, узкие, ниспадающие на лоб волосы — Енгибаров напоминал богемного парижского стилягу, которого принимали в цирке той эпохи не как модника, а как "понтовика". Точно так же, как и его этюды, основанные на всецело визуальном повествовании и поэтическом телодвижении, воспринимались не как новаторство, а как "спекуляция".Клоун от мамы, сын от бога: как печальный мим-армянин стал любимым поэтом Высоцкого>>И хотя еще в конце 40-х годов знаменитый французский клоун Марсель Марсо в полосатом свитере и изношенной шляпе уже создал легендарный образ белолицего клоуна Билла, а Бастер Китон и Чарли Чаплин в немом кино воспроизводили грустные поэтические мотивы пантомимы, "невыездной" Енгибаров со своим авторским почерком, видением и философией в закрытом Союзе творил в созвучии с прогрессивным миром.Он наполнил лирикой традиционные шутки и гротескные сцены, стал одним из первых советских клоунов — создателей поэтической интеллектуальной клоунады. Он заставил зрителя думать, а не только смеяться.Журнал Spectacle в 98-м году написал: "Енгибаров указал направление. Он был новатором. Он начал устраивать клоунские шутки, которые были не смешными, а очень грустными, ибо он сам чувствовал, что жизнь больше не смешна".В 1957-м году режиссер Юрий Райзман приступил к съемкам фильма "Коммунист". Его ассистент в поисках фактурных актеров на роль врага советской власти решил заглянуть в Училище циркового искусства. Декан сразу посоветовал взять на роль Енгибарова со словами "он настоящий бандит".Это событие стало ключевым для Енгибарова։ не сама возможность сыграть эпизодическую роль, а то, что выбрали именно его. Этот момент можно считать вводным в его мироздание. Не случайно и то, что ему довелось работать с самыми свободолюбивыми режиссерами, "советскими" бунтарями — Параджановым ("Тени забытых предков"), Тенгизом Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой"), Василием Шукшиным ("Печки-лавочки").Высоцкий посвятил ему стихотворение "Енгибарову — от зрителей", и эти великие строки говорят нам о нем не меньше, чем биографический фильм."Ну а он, как будто в воду канув,Вдруг при свете, нагло, в две рукиКрал тоску из внутренних кармановНаших душ, одетых в пиджаки . . ."Финал пантомимы "Осенний клоун" в исполнении артиста цирка (клоуна и мима) Леонида Георгиевича Енгибарова (1935-1972).Сегодня, конечно, цирк утратил былую мощь; искусство пантомимы далеко от образца полувековой давности, а Енгибаров, несмотря на свой мировой талант, так и не получил достойную мировую известность — вся память о нем живет только в наших сердцах.Не "коверный" Грачик Кещян: гениальный артист, так и не ставший Енгибаровым>>Остается крепко хранить ЕГО во внутреннем кармане и не терять, как потеряли многое другое — прямо средь бела дня.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Карен Аветисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/151/14/1511435_1535:0:4616:3081_100x100_80_0_0_3e418ebe9dae723da16d8bf4a0af85d8.jpg
Карен Аветисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/151/14/1511435_1535:0:4616:3081_100x100_80_0_0_3e418ebe9dae723da16d8bf4a0af85d8.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/03/0f/26799757_0:0:2083:1563_1920x0_80_0_0_53ec8742a7b49ed11e161d83100b44ce.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Карен Аветисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/151/14/1511435_1535:0:4616:3081_100x100_80_0_0_3e418ebe9dae723da16d8bf4a0af85d8.jpg
колумнисты, леонид енгибаров, клоун, новости армения
колумнисты, леонид енгибаров, клоун, новости армения
Храни Енгибарова во внутреннем кармане: сказ о клоуне, что думать заставлял, а не смеяться
14:32 15.03.2025 (обновлено: 16:25 15.03.2025) Сегодня, когда ереванский цирк стал скорее географической координатой для таксистов, а художественное содержание слов "клоун" и "клоунада" больше используется в политической лексике, мы все же не можем не вспомнить о дне рождения гения циркового искусства.
Енгибаров находил красоту в любой "незначительности", создавая художественные образы из обыденных, почти бытовых вещей, доводя их до метафизических, духовно-поэтических высот.
Среднестатистическому представителю поколения постнезависимости, который в лучшем случае видел статью о Енгибарове или фильм "Путь на арену", а может быть, прочитавшему пару-тройку его афоризмов, очень сложно понять феномен Енгибарова — свободу и революционность.
В истории нет сослагательного наклонения, но если попробовать применить его к Енгибарову, представив его живущим в наше время, то, безусловно, он был бы "явлением" современного искусства, неповторимым концептуалистом.
До сих пор при слове "клоун" у нас возникают ассоциации из стандартного набора визуальных компонентов: яркий грим, красный нос, цветные волосы или цилиндр, растянутая до ушей улыбка, хохот — все то, что вызывает у одних смех, а у других — коулрофобию. Примерно этими же архетипами в 60-е годы блистал триумвират корифеев советского цирка — "солнечный клоун" Олег Попов, "Карандаш" (Михаил Румянцев) и не нуждающийся в особом представлении Юрий Никулин.
И вдруг в начале 60-х на манежах Союза появляется тот, кто, отбирая овации у мэтров клоунады, ломает не только визуальные, но и содержательные узлы вышеупомянутых стереотипов.
Длинный шарф или шейный платок, бархатный пиджак, узкие, ниспадающие на лоб волосы — Енгибаров напоминал богемного парижского стилягу, которого принимали в цирке той эпохи не как модника, а как "понтовика". Точно так же, как и его этюды, основанные на всецело визуальном повествовании и поэтическом телодвижении, воспринимались не как новаторство, а как "спекуляция".
И хотя еще в конце 40-х годов знаменитый французский клоун Марсель Марсо в полосатом свитере и изношенной шляпе уже создал легендарный образ белолицего клоуна Билла, а Бастер Китон и Чарли Чаплин в немом кино воспроизводили грустные поэтические мотивы пантомимы, "невыездной" Енгибаров со своим авторским почерком, видением и философией в закрытом Союзе творил в созвучии с прогрессивным миром.
Он наполнил лирикой традиционные шутки и гротескные сцены, стал одним из первых советских клоунов — создателей поэтической интеллектуальной клоунады. Он заставил зрителя думать, а не только смеяться.
Журнал Spectacle в 98-м году написал: "Енгибаров указал направление. Он был новатором. Он начал устраивать клоунские шутки, которые были не смешными, а очень грустными, ибо он сам чувствовал, что жизнь больше не смешна".
В 1957-м году режиссер Юрий Райзман приступил к съемкам фильма "Коммунист". Его ассистент в поисках фактурных актеров на роль врага советской власти решил заглянуть в Училище циркового искусства. Декан сразу посоветовал взять на роль Енгибарова со словами "он настоящий бандит".
Это событие стало ключевым для Енгибарова։ не сама возможность сыграть эпизодическую роль, а то, что выбрали именно его. Этот момент можно считать вводным в его мироздание. Не случайно и то, что ему довелось работать с самыми свободолюбивыми режиссерами, "советскими" бунтарями — Параджановым ("Тени забытых предков"), Тенгизом Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой"), Василием Шукшиным ("Печки-лавочки").
Высоцкий посвятил ему стихотворение "Енгибарову — от зрителей", и эти великие строки говорят нам о нем не меньше, чем биографический фильм.
"Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки . . ."
Финал пантомимы "Осенний клоун" в исполнении артиста цирка (клоуна и мима) Леонида Георгиевича Енгибарова (1935-1972).
Сегодня, конечно, цирк утратил былую мощь; искусство пантомимы далеко от образца полувековой давности, а Енгибаров, несмотря на свой мировой талант, так и не получил достойную мировую известность — вся память о нем живет только в наших сердцах.
Остается крепко хранить ЕГО во внутреннем кармане и не терять, как потеряли многое другое — прямо средь бела дня.