Дивизион Д-20 допустил критические ошибки в обороне: защита Джалала Арутюняна

© Photo : Facebook / Արայիկ Հարությունյան Arayik HarutyunyanГлавнокомандующий Армией Обороны Карабаха, генерал-лейтенант Джалал Арутюнян на передовой
Главнокомандующий Армией Обороны Карабаха, генерал-лейтенант Джалал Арутюнян на передовой - Sputnik Армения, 1920, 15.04.2025
Подписаться
По словам адвокатов генерала, в командовании артиллерийского воинской части "ЦОР" с самого начала преобладали дезертирские настроения, которые с большим трудом удавалось сдерживать начальнику артиллерии Армии обороны НКР.
ЕРЕВАН, 15 апр - Sputnik. Командование артиллерийского дивизиона Д-20 воинской части "ЦОР" допустило серьезные ошибки в обороне в ходе 44-дневной войны. Подразделение неоднократно покидало позиции и отступало без согласования с вышестоящим командованием. Об этом заявил адвокат бывшего командующего Армией обороны Арцаха Джалала Арутюняна Арсен Сардарян на пресс-конференции во вторник.
Уголовное дело, возбужденное против генерала, касается одного из трагических эпизодов во время войны. Дивизион артустановок Д-20 в октябре занимал позиции близ Варанды (Физули". 12 октября артиллеристы оказались в окружении и понесли огромные потери. Погибли 20 военнослужащих, еще семеро были ранены, а офицера Норайра Айрапетяна не могут найти до сих пор.
По версии следствия, как и родителей погибших, фактическое уничтожение артподразделения произошло во многом из-за ошибочной информации командования, в том числе Арутюняна и начальника артиллерии армии Геннадия Багдасаряна. Военным сообщили, что приближающаяся к ним группа военнослужащих - это "свои". На самом деле оказалось, что это азербайджанская диверсионная группа, переодетая в армянскую форму. После отступления на позиции были оставлены 8 орудий Д-20, 4 автомобиля "Урал", большое количество боеприпасов и вооружения, а также документы с конфиденциальной информацией.
Между тем, как заявил сегодня Сардарян, начальник артиллерии настаивал на необходимости продвижения вперед, поскольку выбранная на тот момент точка, по его оценке, не обеспечивала возможности для надлежащей огневой поддержки пехотных подразделений.

"В ходе годичного судебного разбирательства у меня и моих коллег возникли сложности с анализом, систематизацией и представлением доказательств — это объективно потребовало времени. На сегодняшний день мы подготовили и подали в суд три объемные жалобы, каждая из которых охватывает отдельный аспект дела и включает в среднем более 30 страниц", — отметил Сардарян.

Адвокат подчеркнул, что еще до упомянутых событий в подразделении наблюдались признаки дезорганизации и паники, с которыми командованию было трудно справиться. Предположительно, чтобы удержать личный состав от панического бегства, Арутюнян передал командованию дивизиона информацию, что "на тех позициях находятся свои", основываясь на словах других офицеров, например командиров полка дивизии (18-ая стрелковая дивизия, действовавшая на том направлении - ред.).
"Возможно, разные офицеры говорили Арутюняну, мол, "там могут быть наши" или "там должны быть наши". Основываясь на этих словах, он передал командованию дивизиона, что "это наши", чтобы предотвратить бегство личного состава", — пояснил он.
По мнению защиты, в условиях наличия информации о прорыве противников позиций в ряде направлений, получить внятную картину происходящего на тот момент было затруднительно. Ситуация усложнялась и конфликтом между командованием полка и дивизии, как и добровольцами, которые оставили свои позиции и ушли, и командование армии могло в какой-то момент не знать, где свои, а где противник.
Кроме того, защита Арутюняна указывает на многочисленные процессуальные нарушения в ходе разбирательства. Так, по мнению адвоката Андраника Мнацаканяна, суд проигнорировал заключение военно-научной экспертизы, в котором утверждается, что при грамотных действиях командования, дивизион, как и подразделения, действовавшие на том направлении, могли своевременно обнаружить противника и тем самым избежать тяжелых потерь.
"Суд, фактически, отверг заключение экспертов, сославшись на усталость личного состава и отсутствие технической возможности организовать оборону — копать траншеи, выставлять наблюдателей и так далее. Однако материалы дела свидетельствуют о другом", — подчеркнул Мнацаканян.
Напомним, Джалал Арутюнян возглавлял Армию обороны Арцаха в основной период 44-дневной войны — до 27 октября 2020 года, когда был тяжело ранен. После этого командование перешло к генералу Микаэлу Арзуманяну.
Лента новостей
0