https://am.sputniknews.ru/20250510/persidskiy-koridor-kakoy-gruz-shel-v-sssr-cherez-sovetskuyu-armeniyu-po-lend-lizu-88747216.html
"Персидский коридор": какой груз шел в СССР через Советскую Армению по ленд-лизу
"Персидский коридор": какой груз шел в СССР через Советскую Армению по ленд-лизу
Sputnik Армения
Материал Sputnik Армения — о том, как формировался "Персидский коридор" и какую роль он сыграл в снабжении Красной армии. 10.05.2025, Sputnik Армения
2025-05-10T17:21+0400
2025-05-10T17:21+0400
2025-05-10T18:20+0400
вов
армения
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/05/05/88610698_0:78:1280:798_1920x0_80_0_0_f039b26e4b9dc94a4d1927cca0a32f2b.jpg
ЕРЕВАН, 10 мая – Sputnik В годы Великой Отечественной войны один из ключевых маршрутов поставок по ленд-лизу для советской армии проходил через Советскую Армению. Об особенностях этого направления и о характере поставок Sputnik Армения рассказал заведующий кафедрой музееведения, библиотековедения и библиографии Армянского государственного педагогического университета, доктор исторических наук Аматуни Вирабян.Идея ленд-лиза, по словам Вирабяна, возникла уже после начала Второй мировой войны, в 1940 году. К тому времени у Великобритании, которую первоочередно предполагалось поддерживать, закончились золотые резервы для закупки вооружений. Сама программа предусматривала поставки без предоплаты: все расходные материалы оплачивало казначейство США, а возврат исправной техники или её стоимость должны были быть урегулированы после окончания боевых действий.Помимо оружия и техники, США, Канада и Великобритания поставляли в Советский Союз продукты питания. После захвата Германией Украины и Северного Кавказа в СССР остро ощущалась нехватка продовольствия, от голода и его последствий умерли сотни тысяч человек. Особенно важными оказались поставки консервов, прежде всего тушенки, а также авиационного бензина и пороха — о значении последних в 1941 году в своих мемуарах писал маршал Георгий Жуков.Поставки осуществлялись по трем основным направлениям. Первый маршрут начинался в портах США и Канады — грузы шли в Великобританию, а оттуда арктическими конвоями в Мурманск и Архангельск. Этот путь, занимавший около двух недель, был самым быстрым, но и самым опасным: корабли попадали под прицелы немецких ВМС и люфтваффе. Именно по этому пути в СССР доставили около 22,6 % всего объёма ленд-лиза.Второй маршрут пролегал через Тихий океан: советские суда забирали грузы из американских портов западного побережья и везли их во Владивосток, а оттуда — на железнодорожных платформах или по морю — ближе к линии фронта. Путешествие занимало до 20 суток. Как пояснил Вирабян, транспортировка осуществлялась именно на советских судах: США в то время воевали с Японией, а СССР формально оставался в состоянии перемирия с ней. В этом направлении прошли примерно 47,1% всей помощи.Третий и, пожалуй, наиболее объемный маршрут — Трансиранский (или "Персидский коридор"). Хотя с 1934 года Персия официально стала называться Ираном, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил сохранить прежнее название, чтобы не путать с Ираком в дипломатической переписке. Американские суда, огибая Африку, доставляли грузы в порты Ирана и Ирака. Путь длиною в 2,5 месяца обеспечивал около 23,8 % всех перевозок. Для его охраны после совместного ввода войск СССР и Великобритании в Иран (операция "Согласие") были заняты ключевые узлы, исключив возможность перехода региона под контроль стран Оси.Учитывая слаборазвитую инфраструктуру региона, союзники (американцы и британцы) в кратчайшие сроки модернизировали порты, построили и отремонтировали железные дороги, а также наладили сборку автомобилей.Сборочные заводы в Иране позволяли доставлять транспортные средства в разобранном виде, что значительно увеличивало объем перевозок. Как отметил Вирабян, если в собранном виде корабль вмещал 50 грузовиков, то в разобранном — до 150. В ноябре 1941 года первая партия грузов через Иран составила 3 тысячи тонн. В мае 1942 года объемы достигли 80 тысяч тонн в месяц, а с 1943 года — 200 тысяч.Далее машины собирались, загружались продовольствием и стратегическими материалами и по железной дороге отправлялись в Тегеран, а оттуда — в Тебриз и Джульфу. Затем начинался маршрут, проходивший через Советскую Армению: Арташат — Ереван — Севан — Дилижан — Тифлис — Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Это был один из вариантов, действовавших в рамках "Персидского коридора". Другие маршруты шли через Тегеран и Ашхабад, а также через Каспийское море: из порта Энзели — в Красноводск, Баку или Астрахань. Еще одна ветка пролегала по направлению Тегеран — Тебриз — Астара — Баку.По словам Вирабяна, всего Советский Союз получил около 400 тысяч грузовиков и джипов "Виллис", из которых 184 тысячи были доставлены через "Персидский коридор". Хотя точных данных о доле поставок именно через территорию Армении нет, ее роль в общем логистическом узле была заметной. Значение ленд-лиза для армии СССР трудно переоценить.В воспоминаниях фронтовиков американская тушенка нередко называлась "вторым фронтом" — за ее питательность, компактность и устойчивость к хранению.Поставки по ленд-лизу завершились после капитуляции Японии в сентябре 1945 года. Расчёты по программе растянулись на десятилетия и были окончательно закрыты в 2006 году, когда правопреемница СССР — Россия — завершила все выплаты.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/05/05/88610698_117:0:1280:872_1920x0_80_0_0_3368197cdaf82f286dd45b1e43f6a1e9.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
вов, армения, новости армения
вов, армения, новости армения
"Персидский коридор": какой груз шел в СССР через Советскую Армению по ленд-лизу
17:21 10.05.2025 (обновлено: 18:20 10.05.2025) Материал Sputnik Армения — о том, как формировался "Персидский коридор" и какую роль он сыграл в снабжении Красной армии.
ЕРЕВАН, 10 мая – Sputnik В годы Великой Отечественной войны один из ключевых маршрутов поставок по ленд-лизу для советской армии проходил через Советскую Армению. Об особенностях этого направления и о характере поставок
Sputnik Армения рассказал заведующий кафедрой музееведения, библиотековедения и библиографии Армянского государственного педагогического университета, доктор исторических наук Аматуни Вирабян.
Идея ленд-лиза, по словам Вирабяна, возникла уже после начала Второй мировой войны, в 1940 году. К тому времени у Великобритании, которую первоочередно предполагалось поддерживать, закончились золотые резервы для закупки вооружений. Сама программа предусматривала поставки без предоплаты: все расходные материалы оплачивало казначейство США, а возврат исправной техники или её стоимость должны были быть урегулированы после окончания боевых действий.
"С ноября 1941 года США начали прямые поставки в СССР, — рассказал Аматуни. — Позже к операции присоединились Канада и Великобритания".
Помимо оружия и техники, США, Канада и Великобритания поставляли в Советский Союз продукты питания. После захвата Германией Украины и Северного Кавказа в СССР остро ощущалась нехватка продовольствия, от голода и его последствий умерли сотни тысяч человек. Особенно важными оказались поставки консервов, прежде всего тушенки, а также авиационного бензина и пороха — о значении последних в 1941 году в своих мемуарах писал маршал Георгий Жуков.
Поставки осуществлялись по трем основным направлениям. Первый маршрут начинался в портах США и Канады — грузы шли в Великобританию, а оттуда арктическими конвоями в Мурманск и Архангельск. Этот путь, занимавший около двух недель, был самым быстрым, но и самым опасным: корабли попадали под прицелы немецких ВМС и люфтваффе. Именно по этому пути в СССР доставили около 22,6 % всего объёма ленд-лиза.
Второй маршрут пролегал через Тихий океан: советские суда забирали грузы из американских портов западного побережья и везли их во Владивосток, а оттуда — на железнодорожных платформах или по морю — ближе к линии фронта. Путешествие занимало до 20 суток. Как пояснил Вирабян, транспортировка осуществлялась именно на советских судах: США в то время воевали с Японией, а СССР формально оставался в состоянии перемирия с ней. В этом направлении прошли примерно 47,1% всей помощи.
Третий и, пожалуй, наиболее объемный маршрут — Трансиранский (или "Персидский коридор"). Хотя с 1934 года Персия официально стала называться Ираном, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложил сохранить прежнее название, чтобы не путать с Ираком в дипломатической переписке. Американские суда, огибая Африку, доставляли грузы в порты Ирана и Ирака. Путь длиною в 2,5 месяца обеспечивал около 23,8 % всех перевозок. Для его охраны после совместного ввода войск СССР и Великобритании в Иран (операция "Согласие") были заняты ключевые узлы, исключив возможность перехода региона под контроль стран Оси.
Учитывая слаборазвитую инфраструктуру региона, союзники (американцы и британцы) в кратчайшие сроки модернизировали порты, построили и отремонтировали железные дороги, а также наладили сборку автомобилей.
"По их расчетам, разобранный автопоезд обходился гораздо дешевле: если готовый "Студебеккер" занимал слишком много грузового пространства, то в виде комплектующих тот же корабль мог перевезти в три раза больше машин", — рассказал Вирабян.
Сборочные заводы в Иране позволяли доставлять транспортные средства в разобранном виде, что значительно увеличивало объем перевозок. Как отметил Вирабян, если в собранном виде корабль вмещал 50 грузовиков, то в разобранном — до 150. В ноябре 1941 года первая партия грузов через Иран составила 3 тысячи тонн. В мае 1942 года объемы достигли 80 тысяч тонн в месяц, а с 1943 года — 200 тысяч.
Далее машины собирались, загружались продовольствием и стратегическими материалами и по железной дороге отправлялись в Тегеран, а оттуда — в Тебриз и Джульфу. Затем начинался маршрут, проходивший через Советскую Армению: Арташат — Ереван — Севан — Дилижан — Тифлис — Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Это был один из вариантов, действовавших в рамках "Персидского коридора". Другие маршруты шли через Тегеран и Ашхабад, а также через Каспийское море: из порта Энзели — в Красноводск, Баку или Астрахань. Еще одна ветка пролегала по направлению Тегеран — Тебриз — Астара — Баку.
По словам Вирабяна, всего Советский Союз получил около 400 тысяч грузовиков и джипов "Виллис", из которых 184 тысячи были доставлены через "Персидский коридор". Хотя точных данных о доле поставок именно через территорию Армении нет, ее роль в общем логистическом узле была заметной. Значение ленд-лиза для армии СССР трудно переоценить.
В воспоминаниях фронтовиков американская тушенка нередко называлась "вторым фронтом" — за ее питательность, компактность и устойчивость к хранению.Поставки по ленд-лизу завершились после капитуляции Японии в сентябре 1945 года. Расчёты по программе растянулись на десятилетия и были окончательно закрыты в 2006 году, когда правопреемница СССР — Россия — завершила все выплаты.