https://am.sputniknews.ru/20250511/rozhdenie-i-zhizn-armyanskogo-kino-ot-stareyshey-kinoplnki-do-namusa-i-finansovoy-tsenzury-88665487.html
Рождение и жизнь армянского кино: от старейшей киноплёнки до "Намуса" и финансовой цензуры
Рождение и жизнь армянского кино: от старейшей киноплёнки до "Намуса" и финансовой цензуры
Sputnik Армения
Прошлое и настоящее армянского кинематографа, известные и малоизвестные факты, Sputnik Армения обсудил с представителями двух поколений киноиндустрии ... 11.05.2025, Sputnik Армения
2025-05-11T20:14+0400
2025-05-11T20:14+0400
2025-05-11T21:11+0400
армения
новости армения
кино
армянское кино
кинематограф
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/05/06/88653091_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_b2d94ea4c63e83b9d33ab8f86cfceb83.jpg
ЕРЕВАН, 11 мая — Sputnik. Отсчёт истории армянского кино следует начинать не с 1924 года, как было принято считать ранее, а с 1911-го. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил кинопродюсер Тигран Матосян.Дело в том, что Матосян вместе с братом, почётным членом Российской академии художеств Самвелом Матосяном случайно обнаружили в одном из российских архивов старейшую из известных на сегодняшний день кинопленок, отснятых в Армении.114-летний свидетель 101-летнего армянского кино: плёнка, найденная в российском архивеОн уверен, что обнаруженный материал может стать основанием для пересмотра официальной даты рождения армянского кино: аналогичный опыт уже есть в ряде стран."Многие страны началом истории своего национального кино считают дату первых съёмок. Например, в Риге за начало киноискусства принято считать кадры 1910 года, где Николай II участвует в открытии памятника Петру I. Это обычная хроника, которая считается основой их национального кинематографа и моментом входа кино в страну. Было бы правильно, если бы и мы приблизили первые киносъёмки в нашей стране к периоду изобретения кино. Но мы в этом вопросе более придирчивы, опираемся на более серьёзные основания", — отметил кинопродюсер.Он пояснил, что датой рождения армянского кино принято считать 1924 год, поскольку именно тогда был снят первый армянский художественный фильм — "Намус".От немого кино до финансовой цензуры: пять этапов развития армянского кинематографа по версии академика Роберта МатосянаОтец Тиграна Матосяна — заслуженный деятель культуры Армении, член Союзов кинематографистов Армении и России, академик Армянской национальной киноакадемии Роберт Матосян делит вековую историю армянского кино на пять этапов.Первый этап — немое кино, с которым, по словам Матосяна, армянский кинематограф вышел на международный уровень."Например, я считаю, что картины "Мексиканские дипломаты" (1931 г.) и "Шор и Шоршор" (1926 г.) — на уровне фильмов Чаплина. Они не воспринимались таковыми, но я уверен, что Амо Бекназарян осознавал это", — сказал Матосян в беседе со Sputnik Армения.Второй этап — это период звукового кино: от "Пепо" (1935 г.) до фильмов военных лет.Матосян считает особенно важным тот факт, что как немое, так и звуковое кино создавалось на армянской национальной основе."Мы не заимствовали у Европы какие-то "лакированные", ослепительные вещи, а представили миру своё, национальное", — подчеркнул академик.После войны для армянского кино наступили трудные времена: по словам Матосяна, на третьем этапе идеологические фильмы оттеснили национальное на второй план. Однако с 1965 года национальное вновь заняло достойное место в киноискусстве."Наше национальное кино стало подниматься с такими фильмами, как "Здравствуй, это я!" (1965 г.), "Треугольник" (1967 г.), "Рождение" (1976 г.). Это был своего рода ренессанс армянского кино", — сказал Матосян, добавив, что возрождение было заметно не только в кино, но и во всех сферах искусства.Четвёртый этап — период независимости, когда, по его словам, государство давало деньги и диктовало свои условия."Указывали, где вырезать, что сократить. Режиссёры, конечно, возмущались цензурой. Но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку", — заметил эксперт.Говоря о цензуре, он не отрицает, что она существовала в кинопроизводстве всегда. Но, по его словам, она никогда не мешала гениальным режиссерам и актерам доносить до зрителя свою мысль на языке искусства.Что касается пятого этапа, то есть современного армянского кино, то, по словам Матосяна, сегодня самой жёсткой цензурой является финансовая."Игровое кино хромает. Зато у нас есть хорошие документальные фильмы. Школа документального кино существует ещё со времён Советского Союза и сохраняется до сих пор", — подчеркнул Матосян.Содержание и качество современного художественного кино, по его словам, не дают оснований надеяться на новый ренессанс, хотя хорошие фильмы, по его словам, иногда всё же встречаются.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/05/06/88653091_88:0:1512:1068_1920x0_80_0_0_c73902750f792d40b3706bf9d8afdb9a.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, кино, армянское кино, кинематограф
армения, новости армения, кино, армянское кино, кинематограф
Рождение и жизнь армянского кино: от старейшей киноплёнки до "Намуса" и финансовой цензуры
20:14 11.05.2025 (обновлено: 21:11 11.05.2025) Прошлое и настоящее армянского кинематографа, известные и малоизвестные факты, Sputnik Армения обсудил с представителями двух поколений киноиндустрии — академиком Армянской национальной киноакадемии Робертом Матосяном и его сыном, кинопродюсером Тиграном Матосяном.
ЕРЕВАН, 11 мая — Sputnik. Отсчёт истории армянского кино следует начинать не с 1924 года, как было принято считать ранее, а с 1911-го. Об этом в беседе со
Sputnik Армения заявил кинопродюсер Тигран Матосян.
Дело в том, что Матосян вместе с братом, почётным членом Российской академии художеств Самвелом Матосяном случайно обнаружили в одном из российских архивов старейшую из известных на сегодняшний день кинопленок, отснятых в Армении.
114-летний свидетель 101-летнего армянского кино: плёнка, найденная в российском архиве
"В 2012 году, работая над документально-биографическим фильмом "Брюсов", в кинофотоархиве Красногорска мы неожиданно наткнулись на 31-секундную плёнку, отснятую в Эчмиадзине в декабре 1911 года. На ней была запечатлена церемония похорон Католикоса всех армян Матевоса II Константинопольского. Мы знали, что оператор Дигмелёв снимал тогда, но полагали, что кадры утеряны, сгорели. Мы исследовали плёнку при содействии Российской киноакадемии. Владимир Наумов прислал нам благодарственную грамоту и письмо, в котором подтверждалась подлинность записи", — рассказал Матосян.
Он уверен, что обнаруженный материал может стать основанием для пересмотра официальной даты рождения армянского кино: аналогичный опыт уже есть в ряде стран.
"Многие страны началом истории своего национального кино считают дату первых съёмок. Например, в Риге за начало киноискусства принято считать кадры 1910 года, где Николай II участвует в открытии памятника Петру I. Это обычная хроника, которая считается основой их национального кинематографа и моментом входа кино в страну. Было бы правильно, если бы и мы приблизили первые киносъёмки в нашей стране к периоду изобретения кино. Но мы в этом вопросе более придирчивы, опираемся на более серьёзные основания", — отметил кинопродюсер.
Он пояснил, что датой рождения армянского кино принято считать 1924 год, поскольку именно тогда был снят первый армянский художественный фильм — "Намус".
От немого кино до финансовой цензуры: пять этапов развития армянского кинематографа по версии академика Роберта Матосяна
Отец Тиграна Матосяна — заслуженный деятель культуры Армении, член Союзов кинематографистов Армении и России, академик Армянской национальной киноакадемии Роберт Матосян делит вековую историю армянского кино на пять этапов.
Первый этап — немое кино, с которым, по словам Матосяна, армянский кинематограф вышел на международный уровень.
"Например, я считаю, что картины "Мексиканские дипломаты" (1931 г.) и "Шор и Шоршор" (1926 г.) — на уровне фильмов Чаплина. Они не воспринимались таковыми, но я уверен, что Амо Бекназарян осознавал это", — сказал Матосян в беседе со Sputnik Армения.
Второй этап — это период звукового кино: от "Пепо" (1935 г.) до фильмов военных лет.
Матосян считает особенно важным тот факт, что как немое, так и звуковое кино создавалось на армянской национальной основе.
"Мы не заимствовали у Европы какие-то "лакированные", ослепительные вещи, а представили миру своё, национальное", — подчеркнул академик.
После войны для армянского кино наступили трудные времена: по словам Матосяна, на третьем этапе идеологические фильмы оттеснили национальное на второй план. Однако с 1965 года национальное вновь заняло достойное место в киноискусстве.
"Наше национальное кино стало подниматься с такими фильмами, как "Здравствуй, это я!" (1965 г.), "Треугольник" (1967 г.), "Рождение" (1976 г.). Это был своего рода ренессанс армянского кино", — сказал Матосян, добавив, что возрождение было заметно не только в кино, но и во всех сферах искусства.
Четвёртый этап — период независимости, когда, по его словам, государство давало деньги и диктовало свои условия.
"Указывали, где вырезать, что сократить. Режиссёры, конечно, возмущались цензурой. Но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку", — заметил эксперт.
Говоря о цензуре, он не отрицает, что она существовала в кинопроизводстве всегда. Но, по его словам, она никогда не мешала гениальным режиссерам и актерам доносить до зрителя свою мысль на языке искусства.
"Во времена цензуры как-то же сняли "Цвет граната". Фильмы Пелешяна — с трудом, но сняли. Про фильм "Наапет" цензура заявила: "Слишком много сцен про турок, надо сократить". И тогда Генрих Малян придумал гениальный эпизод с катящимися яблоками, который, по моему мнению, по своей силе равен целому полнометражному фильму. В этом фрагменте Геноцид армян выражен во всей своей трагичности", — пояснил академик.
Что касается пятого этапа, то есть современного армянского кино, то, по словам Матосяна, сегодня самой жёсткой цензурой является финансовая.
"Игровое кино хромает. Зато у нас есть хорошие документальные фильмы. Школа документального кино существует ещё со времён Советского Союза и сохраняется до сих пор", — подчеркнул Матосян.
Содержание и качество современного художественного кино, по его словам, не дают оснований надеяться на новый ренессанс, хотя хорошие фильмы, по его словам, иногда всё же встречаются.