Теневая экономика в Армении выросла в 1,5 раза — виновата власть, считает эксперт

© Unsplash / Sasun BughdaryanКалькулятор
Калькулятор - Sputnik Армения, 1920, 27.05.2025
Подписаться
Всё дело в несоразмерных налогах и неэффективной бюджетной государственной политике, полагает Наири Саркисян.
ЕРЕВАН, 27 мая – Sputnik. Резкому росту теневой экономики в Армении способствовали сами власти. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил руководитель инициативы "Армения – это я", экономист Наири Саркисян, комментируя последние данные, озвученные председателем Комитета государственных доходов (КГД) Эдуардом Акопяном.
23 мая глава КГД сообщил, что в январе–апреле 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года объём теневого оборота в Армении вырос на 84 млрд драмов, или на 146%. В результате КГД недособрал 39 млрд драмов, что на 80% больше, чем за тот же период прошлого года.

"В Армении теневая экономика растет из-за действий властей: применяются несоразмерные налоговые ставки, проводится неэффективная бюджетная политика, и каждый налогоплательщик чувствует, что его налоги расходуются не по назначению. Например, бизнесмен вынужден сокращать зарплаты сотрудников и расходы компании, чтобы заплатить налоги, а тем временем видит, что спикер парламента ездит на дорогостоящем служебном автомобиле, купленном за счёт этих налогов. Естественно, что это лишь мотивирует бизнес к уходу в тень", — сказал Саркисян.

Проверки, которые проводил КГД, показали, что наиболее теневыми сферами являются торговля и строительство, включая торговлю стройматериалами.
Такую отраслевую специфику экономист объясняет особенностями структуры армянской экономики. По его словам, на фоне беспрецедентного роста объёмов строительства за последние два года строительные компании с целью сохранить желаемую прибыль начали уходить в тень, скрывая реальные доходы и искусственно завышая расходы, в том числе вступая в сговор с поставщиками и перекупщиками стройматериалов.
По его словам, аналогичная ситуация наблюдается и в сфере торговли, где схемы обеспечения теневого оборота более разнообразны и сложны в плане выявления.
Что касается промышленности как основной отрасли экономики, Саркисян отметил, что вплоть до 2025 года объёмы теневого оборота здесь были минимальными: основной рост обеспечивался за счёт добычи полезных ископаемых и экспорта руды. Это сфера, где тень практически невозможна. Производство и реализация продуктов питания, алкоголя и табака контролировались через акцизы и маркировку, что до конца прошлого года практически исключало возможность работы в тени. Однако в этом году ситуация начала меняться.
"С 2025 года власти заменили акцизные марки на QR-коды, что не обеспечило цифровую защищённость и привело к росту теневого оборота. Многие производители и продавцы алкоголя научились подделывать QR-коды с помощью цифровых технологий и реализовывать "левую" продукцию", — замечает Саркисян.
Комментируя недосбор 39 млрд драмов, экономист подчеркнул, что у КГД есть все инструменты и ресурсы, чтобы изучить его причины. Но поскольку это стало последствием налоговых изменений, инициированных самим КГД, в частности, замены акцизных марок на QR-коды, то ответственное ведомство ограничивается лишь констатацией факта и не заинтересовано в реальном решении проблемы.
Лента новостей
0