https://am.sputniknews.ru/20250531/kult-predkov-uchenye-peresmotreli-pogrebalnye-praktiki-mayya-89559149.html
Культ предков: ученые пересмотрели погребальные практики майя
Культ предков: ученые пересмотрели погребальные практики майя
Sputnik Армения
Полученные результаты позволяют переосмыслить привычные интерпретации смерти, ритуалов и жертвоприношений в культуре древних майя. 31.05.2025, Sputnik Армения
2025-05-31T09:24+0400
2025-05-31T09:24+0400
2025-05-31T09:24+0400
ученые
наука
погребение
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/05/04/27422288_0:80:3359:1969_1920x0_80_0_0_8a4c9d989a163eac85ba1b0119df2e11.jpg
ЕРЕВАН, 31 мая - Sputnik. Человеческие жертвоприношения занимали важное место в культурной и политической жизни древних майя. Следы ритуального насилия традиционно приписывались даже таким вторичным останкам, как черепа, зубы и кости рук. Анализ останков, захороненных на территории современного Белиза показал, что такие фрагменты тел едва ли использовались как трофеи, пишет naked-science.ru.Тела жертв часто выставлялись на публике, а фрагменты использовали в ритуальных обрядах. Последние существенно различались в зависимости от региона и исторического периода и по своей форме и значению не всегда трактовались как жестокость. Например, останки некоторых жертв указали на проведение обрядов, направленных на почитание богов или усопших родственников, что отражает сложную и многогранную систему верований этой древней цивилизации.Похожего мнения придерживается и археолог Анджелина Локер из Университета Джорджа Мейсона (США). Анализ останков вторичного захоронения позднедоклассического периода (300 год до нашей эры — 250 год нашей эры), обнаруженных недалеко от древнего города, сейчас носящего условное название Дос Омбрес (Dos Hombres, "два человека", современный Белиз), показал, что фрагменты тел, вероятно, захоронили в знак уважения к предкам. В захоронении, расположенном в пределах обычного жилого дома, нашли останки трех человек. Двое из них были представлены зубами и фрагментами челюстей. Изотопный анализ кислорода и стронция в зубной эмали показал, что вторичные останки принадлежали приезжим, а третий индивид, напротив, вырос в том же регионе, где погиб.Локер предположила, что фрагментированные останки намеренно захоронили с третьим, вероятно принесенным в жертву человеком: подобные практики могли символизировать связь с предками и местом происхождения, чтобы утвердить право семьи на землю. К тому же, майя верили, что душу человека можно разделить между различными частями тела и после смерти сохранить в костях, зубах и других фрагментах. Значит, останки могли извлекать из предыдущих захоронений для погребения в новом месте.Полученные результаты позволяют переосмыслить привычные интерпретации смерти, ритуалов и жертвоприношений в культуре древних майя. Вторичные захоронения и связанные с ними ритуальные практики могут символизировать любовь и привязанность, а не только насилие и жестокость.
https://am.sputniknews.ru/20250524/uchenye-rasshifrovali-fragmenty-dnk-leonardo-da-vinchi-89311169.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/05/04/27422288_314:0:3045:2048_1920x0_80_0_0_2e92b3535168556c528749850b24fa4b.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
ученые, наука, погребение
ученые, наука, погребение
Культ предков: ученые пересмотрели погребальные практики майя
Полученные результаты позволяют переосмыслить привычные интерпретации смерти, ритуалов и жертвоприношений в культуре древних майя.
ЕРЕВАН, 31 мая - Sputnik. Человеческие жертвоприношения занимали важное место в культурной и политической жизни древних майя. Следы ритуального насилия традиционно приписывались даже таким вторичным останкам, как черепа, зубы и кости рук. Анализ останков, захороненных на территории современного Белиза показал, что такие фрагменты тел едва ли использовались как трофеи, пишет
naked-science.ru.
Поскольку кровь — сакральная и важная субстанция для всех древних цивилизаций, майя регулярно проводили ритуалы кровопускания. Элита и правители истязали себя и будущих наследников престола. Человеческие жертвы, напротив, были приурочены к важным общественным событиям, например, к освящению храмов и победам в войнах. Убивали несчастных по-разному: душили, отрубали конечности, обезглавливали и сбрасывали с высоты.
Тела жертв часто выставлялись на публике, а фрагменты использовали в ритуальных обрядах. Последние существенно различались в зависимости от региона и исторического периода и по своей форме и значению не всегда трактовались как жестокость. Например, останки некоторых жертв указали на проведение обрядов, направленных на почитание богов или усопших родственников, что отражает сложную и многогранную систему верований этой древней цивилизации.
Похожего мнения придерживается и археолог Анджелина Локер из Университета Джорджа Мейсона (США). Анализ останков вторичного захоронения позднедоклассического периода (300 год до нашей эры — 250 год нашей эры), обнаруженных недалеко от древнего города, сейчас носящего условное название Дос Омбрес (Dos Hombres, "два человека", современный Белиз), показал, что фрагменты тел, вероятно, захоронили в знак уважения к предкам.
В захоронении, расположенном в пределах обычного жилого дома, нашли останки трех человек. Двое из них были представлены зубами и фрагментами челюстей. Изотопный анализ кислорода и стронция в зубной эмали показал, что вторичные останки принадлежали приезжим, а третий индивид, напротив, вырос в том же регионе, где погиб.
Локер предположила, что фрагментированные останки намеренно захоронили с третьим, вероятно принесенным в жертву человеком: подобные практики могли символизировать связь с предками и местом происхождения, чтобы утвердить право семьи на землю. К тому же, майя верили, что душу человека можно разделить между различными частями тела и после смерти сохранить в костях, зубах и других фрагментах. Значит, останки могли извлекать из предыдущих захоронений для погребения в новом месте.
Полученные результаты позволяют переосмыслить привычные интерпретации смерти, ритуалов и жертвоприношений в культуре древних майя. Вторичные захоронения и связанные с ними ритуальные практики могут символизировать любовь и привязанность, а не только насилие и жестокость.