https://am.sputniknews.ru/20250604/gruziya-oboshla-armeniyu-chto-stalo-s-ambitsioznym-proektom-sukhoy-port-v-gyumri-89689084.html
Грузия обошла Армению: что стало с амбициозным проектом "сухой порт" в Гюмри
Грузия обошла Армению: что стало с амбициозным проектом "сухой порт" в Гюмри
Sputnik Армения
Армения могла первой в регионе открыть "сухой порт": проект был представлен еще в 2019 году, но так и остался на бумаге. Между тем Тбилиси 3 июня уже запустил... 04.06.2025, Sputnik Армения
2025-06-04T20:00+0400
2025-06-04T20:00+0400
2025-06-04T20:33+0400
армения
новости армения
грузия
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0a/1c/82388697_0:322:3067:2047_1920x0_80_0_0_1bc62512033d853646654ecd2035cdfa.jpg
ЕРЕВАН, 4 июн — Sputnik. Первый на Южном Кавказе железнодорожный контейнерный терминал "Тбилиси драй (сухой) порт" открыт в соседней Грузии, хотя он и уступает по техническим мощностям проекту в армянском Гюмри. Что стало с армянским проектом "сухой порт", мы поинтересовались у бизнесмена и бывшего советника министра экономики Армении Шарля Маласа и выяснили, что проект "заморожен". Как все начиналось Малас разработал проект еще в 2011 году, однако первые обсуждения с властями Армении начались в 2019 году. Впоследствии о нем активно заговорили уже в 2021-2023 гг. при тогдашнем министре экономики Ваане Керобяне [он активно лоббировал проект до того, как 14 февраля покинул должность и спустя два дня был взят под домашний арест по резонансному делу о тендерах]. К декабрю 2023 года международная нидерландская консалтинговая компания MTBS подготовила технико-экономическое обоснование (ТЭО) "сухого порта". В январе 2024 года Инвестиционный комитет под председательством премьер-министра Никола Пашиняна в ходе своего заседания обсудил и одобрил проект для Ширакской области. Более того, его хотели включить в инициативу "Перекресток мира", а строительство планировали уже во второй половине 2024 года. Тогда же на запросы Sputnik Армения в министерстве экономики отвечали, что власти активно ищут оператора строительства "сухого порта" в ОАЭ, Ираке и Катаре. Однако, по словам Маласа, что-то пошло не так. "В 2024 году я получил электронное письмо из министерства экономики, в котором мне сообщили, что "проект не имеет смысла, пока не будет открыта граница с Турцией", — рассказал автор проекта, отметив, что, мягко говоря, не согласен с такой позицией. По его подсчетам, для реализации проекта было достаточно $45 млн: $37 млн – прямые зарубежные инвестиции, $8 млн обещало внести правительство (на закупку земельных участков, подвод коммуникаций и прочее техническое обеспечение). Малас говорит, что даже нашел инвесторов, которые побывали в Гюмри и готовы были вложиться. По его оценке, на начальном этапе "порт" позволил бы открыть около 2 тыс. рабочих мест в Гюмри. Разочаровавшись, Малас прекратил сотрудничество с Минэком и уехал из Армении, подарив проект правительству. Однако проблема в том, что в стране нет специалиста, способного реализовать его. "Весь вопрос в том, что этот проект и его экономический эффект не зависели от какой-либо страны или открытия границы с Турцией. В этом и заключалась его сильная сторона. Мне нечего сказать тем, кто заявляет, что без открытия границы с Турцией этот проект не имеет смысла", — сказал наш собеседник. Чтобы понять официальную позицию Еревана, мы обратились в министерство экономики за комментарием. На момент публикации ответа не поступило. О проекте Концепция сухого порта широко распространена во всем мире и особенно актуальна для стран, не имеющих выхода к морю, таких как Армения. По сути, "сухой порт" ничем не отличается от морского — ни в инфраструктурном, ни в концептуальном плане. Отличие в том, что вместо кораблей – вагоны, железные дороги и грузовые автомобили. Гюмри в этом плане был самым удобным городом для реализации концепции, так как он может обеспечить автомобильную, воздушную и железнодорожную связь. Кроме того, здесь хорошо развита инфраструктура и ж/д, а также город граничит с Турцией, Грузией и может обеспечить связь с РФ и странами Европы, в том числе через порты Чёрного моря. Малас заверяет, что в случае открытия армянский и грузинский порты могли бы сотрудничать для грузоперевозок по логике "от точки — до точки", без дополнительной таможенной волокиты и прохождения соответствующих процедур на границе. Тбилисский "сухой порт" в этом случае служил бы перевалочным и сортировочным пунктом для грузов из портов Поти, Батуми и, впоследствии, Анаклии. Более того, по словам автора армянского проекта, если грузинский "сухой порт" выполняет только функцию порта, места сбора и последующей сортировки контейнеров, то проект в Гюмри подразумевал создание зоны свободной экономической торговли.
грузия
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0a/1c/82388697_123:0:2852:2047_1920x0_80_0_0_fbd14eadc47e43011c9ad05cc1c870f4.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, грузия
армения, новости армения, грузия
Грузия обошла Армению: что стало с амбициозным проектом "сухой порт" в Гюмри
20:00 04.06.2025 (обновлено: 20:33 04.06.2025) Армения могла первой в регионе открыть "сухой порт": проект был представлен еще в 2019 году, но так и остался на бумаге. Между тем Тбилиси 3 июня уже запустил свой "сухой порт", представив его как региональный хаб.
ЕРЕВАН, 4 июн — Sputnik. Первый на Южном Кавказе железнодорожный контейнерный терминал "Тбилиси драй (сухой) порт" открыт в соседней Грузии, хотя он и уступает по техническим мощностям проекту в армянском Гюмри.
Что стало с армянским проектом "сухой порт", мы поинтересовались у бизнесмена и бывшего советника министра экономики Армении Шарля Маласа и выяснили, что проект "заморожен".
Малас разработал проект еще в 2011 году, однако первые обсуждения с властями Армении начались в 2019 году. Впоследствии о нем активно заговорили уже в 2021-2023 гг. при тогдашнем министре экономики Ваане Керобяне [он активно лоббировал проект до того, как 14 февраля покинул должность и спустя два дня был взят под домашний арест по резонансному делу о тендерах].
К декабрю 2023 года международная нидерландская консалтинговая компания MTBS подготовила технико-экономическое обоснование (ТЭО) "сухого порта". В январе 2024 года Инвестиционный комитет под председательством премьер-министра Никола Пашиняна в ходе своего заседания обсудил и одобрил проект для Ширакской области. Более того, его хотели включить в инициативу "Перекресток мира", а строительство планировали уже во второй половине 2024 года.
Тогда же на запросы Sputnik Армения в министерстве экономики отвечали, что власти активно ищут оператора строительства "сухого порта" в ОАЭ, Ираке и Катаре.
Однако, по словам Маласа, что-то пошло не так.
"В 2024 году я получил электронное письмо из министерства экономики, в котором мне сообщили, что "проект не имеет смысла, пока не будет открыта граница с Турцией", — рассказал автор проекта, отметив, что, мягко говоря, не согласен с такой позицией.
По его подсчетам, для реализации проекта было достаточно $45 млн: $37 млн – прямые зарубежные инвестиции, $8 млн обещало внести правительство (на закупку земельных участков, подвод коммуникаций и прочее техническое обеспечение).
Малас говорит, что даже нашел инвесторов, которые побывали в Гюмри и готовы были вложиться. По его оценке, на начальном этапе "порт" позволил бы открыть около 2 тыс. рабочих мест в Гюмри.
Разочаровавшись, Малас прекратил сотрудничество с Минэком и уехал из Армении, подарив проект правительству. Однако проблема в том, что в стране нет специалиста, способного реализовать его.
"Весь вопрос в том, что этот проект и его экономический эффект не зависели от какой-либо страны или открытия границы с Турцией. В этом и заключалась его сильная сторона. Мне нечего сказать тем, кто заявляет, что без открытия границы с Турцией этот проект не имеет смысла", — сказал наш собеседник.
Чтобы понять официальную позицию Еревана, мы обратились в министерство экономики за комментарием. На момент публикации ответа не поступило.
Концепция сухого порта широко распространена во всем мире и особенно актуальна для стран, не имеющих выхода к морю, таких как Армения. По сути, "сухой порт" ничем не отличается от морского — ни в инфраструктурном, ни в концептуальном плане. Отличие в том, что вместо кораблей – вагоны, железные дороги и грузовые автомобили.
Гюмри в этом плане был самым удобным городом для реализации концепции, так как он может обеспечить автомобильную, воздушную и железнодорожную связь. Кроме того, здесь хорошо развита инфраструктура и ж/д, а также город граничит с Турцией, Грузией и может обеспечить связь с РФ и странами Европы, в том числе через порты Чёрного моря.
Малас заверяет, что в случае открытия армянский и грузинский порты могли бы сотрудничать для грузоперевозок по логике "от точки — до точки", без дополнительной таможенной волокиты и прохождения соответствующих процедур на границе. Тбилисский "сухой порт" в этом случае служил бы перевалочным и сортировочным пунктом для грузов из портов Поти, Батуми и, впоследствии, Анаклии.
Более того, по словам автора армянского проекта, если грузинский "сухой порт" выполняет только функцию порта, места сбора и последующей сортировки контейнеров, то проект в Гюмри подразумевал создание зоны свободной экономической торговли.