https://am.sputniknews.ru/20250604/iz-karmana--v-karman-aramyan-o-reshenii-kabmina-samomu-sebe-sdavat-gosimuschestvo-v-arendu-89718182.html
Из кармана — в карман: Арамян о решении кабмина самому себе сдавать госимущество в аренду
Из кармана — в карман: Арамян о решении кабмина самому себе сдавать госимущество в аренду
Sputnik Армения
В случае принятия законопроекта правительство может отрапортовать о "беспрецедентном" росте бюджета, хотя он будет расти всего лишь за счет арендной платы... 04.06.2025, Sputnik Армения
2025-06-04T23:07+0400
2025-06-04T23:07+0400
2025-06-04T23:46+0400
аналитика
экономика
финансы
армения
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0a/06/66948962_0:241:1600:1141_1920x0_80_0_0_4de51f53dae2be774ec0db248b40862b.jpg
ЕРЕВАН, 4 июн — Sputnik. Истинные мотивы правительства Армении, выступившего с идеей сдачи в аренду госорганизациям государственного же имущества, неясны. Об этом заявил в беседе со Sputnik Армения бывший министр финансов и международный консультант по управлению государственными финансами Вардан Арамян, комментируя последнюю законодательную инициативу правительства.Правительство на заседании 29 мая одобрило законопроект о внесении изменений в закон "О государственных некоммерческих организациях" (ГНКО) и сопутствующие законы. После принятия законопроекта государственные органы будут брать занимаемые ими здания в аренду у государства вместо нынешнего безвозмездного пользования. Во время обсуждения проекта премьер-министр Никол Пашинян даже задал уточняющий вопрос: "То есть мы также будем арендовать здание правительства?", на что министр территориального управления и инфраструктур ответил утвердительно.По словам Арамяна, в результате принятия и реализации пакета законопроектов государственный бюджет увеличится на размер арендной платы. И хотя в реальности эти деньги будут всего лишь перетекать из одного государственного "кармана" в другой, экс-министр не исключает, что это может быть использовано в пропагандистских целях — то есть в какой-то момент глава правительства заявит о "беспрецедентном" росте бюджета.Экономическое обоснование проекта, по словам Арамяна, вызывает вопросы и с точки зрения конкурентоспособности государственных органов. Дело в том, что, увеличивая расходы на пользование имуществом, правительство способствует повышению стоимости услуг, предоставляемых государственными органами. Между тем при нынешних регулированиях государственные предприятия находятся в более выгодном положении по сравнению с частными, поскольку амортизация имущества не включается в себестоимость предоставляемых ими услуг.В этом контексте Арамян также не исключает возможности подорожания некоторых государственных услуг. Например, если госорганизация обязуется платить арендную плату каждый месяц, но получит финансирование из госбюджета в конце года, то ей придется изыскивать дополнительные средства, скажем, путем повышения цен.Законопроект, по оценке финансиста, помимо социально–экономических, вызывает также правовые вопросы. Во-первых, неясно, какими правами и обязанностями в отношении недвижимости будет наделен тот или иной государственный орган.С правовой точки зрения, по мнению экс-министра, возможность изъятия имущества, переданного государственному органу, проблематична и даже неконституционна."С точки зрения конституционности важнейшей нормой всегда была защита права собственности, независимо от того, государственная она или частная. Если вы передаете кому-то собственность и при этом говорите, что "когда захочу, тогда и заберу обратно", то здесь, я думаю, возникают также правовые вопросы, на которые, возможно, юристам предстоит дать четкий ответ", — отмечает наш собеседник.Сомнения у Арамяна вызывает и возникающая в случае принятия нового закона неопределенность с точки зрения права на распоряжение движимым имуществом. Дело в том, что если в случае недвижимого имущества правительство предлагает сдавать его в аренду государственным органам, то в случае движимого — в бессрочное и безвозмездное пользование или на правах собственности. При этом государству будет предоставлено право расторгнуть договоры в порядке, установленном правительством, который будет определен уже после принятия закона.Пакет изменений в закон "О государственных некоммерческих организациях" и смежные законы направлен в парламент после одобрения правительством. В случае его окончательного принятия, закон вступит в силу с 10 января 2026 года. До тех пор должны быть разработаны и приняты сопутствующие подзаконные акты.А до 30 декабря 2027 года Комитет по управлению государственным имуществом должен вернуть Республике Армения все государственное имущество, закрепленное за ним, или переданное на правах безвозмездного пользования, прекратив действие всех договоров, касающихся пользования и распоряжения этим имуществом.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0a/06/66948962_0:0:1600:1200_1920x0_80_0_0_3b9a7ef774373a51a8c70b8c6f85b772.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
аналитика, экономика, финансы, армения, новости армения
аналитика, экономика, финансы, армения, новости армения
Из кармана — в карман: Арамян о решении кабмина самому себе сдавать госимущество в аренду
23:07 04.06.2025 (обновлено: 23:46 04.06.2025) В случае принятия законопроекта правительство может отрапортовать о "беспрецедентном" росте бюджета, хотя он будет расти всего лишь за счет арендной платы, которая будет перетекать из одного государственного "кармана" в другой, отмечает Арамян.
ЕРЕВАН, 4 июн — Sputnik. Истинные мотивы правительства Армении, выступившего с идеей сдачи в аренду госорганизациям государственного же имущества, неясны. Об этом заявил в беседе со
Sputnik Армения бывший министр финансов и международный консультант по управлению государственными финансами Вардан Арамян, комментируя последнюю законодательную инициативу правительства.
Правительство на заседании 29 мая одобрило законопроект о внесении изменений в закон "О государственных некоммерческих организациях" (ГНКО) и сопутствующие законы. После принятия законопроекта государственные органы будут брать занимаемые ими здания в аренду у государства вместо нынешнего безвозмездного пользования. Во время обсуждения проекта премьер-министр Никол Пашинян даже задал уточняющий вопрос: "То есть мы также будем арендовать здание правительства?", на что министр территориального управления и инфраструктур ответил утвердительно.
По словам Арамяна, в результате принятия и реализации пакета законопроектов государственный бюджет увеличится на размер арендной платы. И хотя в реальности эти деньги будут всего лишь перетекать из одного государственного "кармана" в другой, экс-министр не исключает, что это может быть использовано в пропагандистских целях — то есть в какой-то момент глава правительства заявит о "беспрецедентном" росте бюджета.
"Расходы на образование, науку и здравоохранение в соотношении с размером ВВП у нас традиционно низкие по сравнению с другими развивающимися странами. На этот счет есть четкие результаты исследований международных финансовых структур — таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд и других специализированных организаций. И если расходы, скажем, на здравоохранение несопоставимы с показателями других стран, то следует перераспределить бюджет или принять другие меры. Однако проблему невозможно решить, "раздувая" бюджет формально, лишь на бумаге", — отмечает Арамян.
Экономическое обоснование проекта, по словам Арамяна, вызывает вопросы и с точки зрения конкурентоспособности государственных органов. Дело в том, что, увеличивая расходы на пользование имуществом, правительство способствует повышению стоимости услуг, предоставляемых государственными органами. Между тем при нынешних регулированиях государственные предприятия находятся в более выгодном положении по сравнению с частными, поскольку амортизация имущества не включается в себестоимость предоставляемых ими услуг.
В этом контексте Арамян также не исключает возможности подорожания некоторых государственных услуг. Например, если госорганизация обязуется платить арендную плату каждый месяц, но получит финансирование из госбюджета в конце года, то ей придется изыскивать дополнительные средства, скажем, путем повышения цен.
Законопроект, по оценке финансиста, помимо социально–экономических, вызывает также правовые вопросы. Во-первых, неясно, какими правами и обязанностями в отношении недвижимости будет наделен тот или иной государственный орган.
"Если в законе прописано, что государственное имущество — собственность учредителя (государства), то будет ли оно на балансе учредителя или на балансе государственного предприятия, арендующего имущество? Или, если государственное предприятие вносит дополнения в переданное ему имущество, как это может быть бухгалтерски отражено на балансе другого органа?" — задается вопросами Арамян. Ответов ему не удалось найти ни в релизах с заседания правительства, ни в проекте, ни в его обосновании.
С правовой точки зрения, по мнению экс-министра, возможность изъятия имущества, переданного государственному органу, проблематична и даже неконституционна.
"С точки зрения конституционности важнейшей нормой всегда была защита права собственности, независимо от того, государственная она или частная. Если вы передаете кому-то собственность и при этом говорите, что "когда захочу, тогда и заберу обратно", то здесь, я думаю, возникают также правовые вопросы, на которые, возможно, юристам предстоит дать четкий ответ", — отмечает наш собеседник.
Сомнения у Арамяна вызывает и возникающая в случае принятия нового закона неопределенность с точки зрения права на распоряжение движимым имуществом. Дело в том, что если в случае недвижимого имущества правительство предлагает сдавать его в аренду государственным органам, то в случае движимого — в бессрочное и безвозмездное пользование или на правах собственности. При этом государству будет предоставлено право расторгнуть договоры в порядке, установленном правительством, который будет определен уже после принятия закона.
Пакет изменений в закон "О государственных некоммерческих организациях" и смежные законы направлен в парламент после одобрения правительством. В случае его окончательного принятия, закон вступит в силу с 10 января 2026 года. До тех пор должны быть разработаны и приняты сопутствующие подзаконные акты.
А до 30 декабря 2027 года Комитет по управлению государственным имуществом должен вернуть Республике Армения все государственное имущество, закрепленное за ним, или переданное на правах безвозмездного пользования, прекратив действие всех договоров, касающихся пользования и распоряжения этим имуществом.