Можно ли национализировать "Электросети Армении", и зачем это нужно Пашиняну?

© Sputnik / Asatur Yesayants Электрические сети
Электрические сети  - Sputnik Армения, 1920, 18.06.2025
Подписаться
После призыва национализировать "Электросети Армении" Sputnik Aрмения разбирается, насколько это законно: как регулируется лицензия, какие программы инвестиций выполнены, удалось ли снизить отключения и насколько обоснованны долги предыдущего владельца.
ЕРЕВАН, 18 июн – Sputnik. В связи с заявлением премьер-министра Армении Никола Пашиняна о необходимости национализировать "Электросети Армении" (владелец — глава ГК "Ташир" Самвел Алексанян) , отраслевые ведомства (в первую очередь — министерство территориального управления и инфраструктур) пока не дают комментариев о том, какие возможности для этого предусмотрены в законодательстве. Поэтому Sputnik Армения попытался ознакомиться с ними самостоятельно.
Основной правовой акт, которым регулируется работа владельцев "Электросетей Армении", — это решение Комиссии по регулированию общественных услуг (вернее, её предшественницы — Комиссии по регулированию энергетики), принявшей в 2002 году (во время приватизации "Электросетей") условия лицензии на распределение электроэнергии. Эти правила касаются не только холдинга “Ташир” (нынешнего владельца сетей), но и всех предыдущих собственников.
Согласно закону "Об энергетике", комиссия обязана следить за выполнением условий лицензии и, при необходимости, может приостанавливать или прекращать её действие.
В число требований, за которыми должна следить комиссия, входит качество электроснабжения (о котором и упомянул премьер-министр). Комиссия ежегодно оценивает показатели оператора "Электросетей" по частоте и длительности отключений, колебаниям напряжения и частоты, числу жалоб от потребителей. Отмечается, что эти показатели проходят сравнительный анализ с электросетями других стран.
Что касается других требований, то "Электросети" обязаны расширять сеть для новых абонентов, а также передавать электроэнергию абонентам других поставщиков электроэнергии (в соответствии с правилами по либерализации рынка).
По итогам 2024 года не сообщалось, что отключения абонентов критически превысили допустимые показатели.
"Электросети Армении" обязаны разрабатывать инвестиционные программы, которые подлежат согласованию с Комиссией по регулированию общественных услуг. Расходы, не признанные регулятором обоснованными с точки зрения развития сетевой инфраструктуры, не включаются в тариф на электроэнергию. Отчет комиссии об исполнении инвестпрограммы за 2024 год пока не опубликован. Согласно отчету за 2023 год, "Электросети Армении" реализовали 91,1% намеченных инвестиционных мероприятий, что составило 34,4 млрд драмов (примерно $89 млн).
В отчете также отмечается, что в 2023 году по сравнению с 2022-м средняя частота отключений сократилась на 8,7%, а средняя длительность — на 18,1%.
Кроме того, значительных нецелевых расходов, которые регулятор вправе не включать в тариф на электроэнергию, зафиксировано не было. Для сравнения: в 2014 году комиссия отклонила большую часть инвестиций прежнего владельца — компании "Интер РАО": из 7,2 млрд драмов были одобрены лишь 2,9 млрд.
Уточним также, что рост объема инвестиций стал возможен, в том числе благодаря решению Комиссии по регулированию общественных услуг, стимулировавшему ускоренные капитальные вложения со стороны "Электросетей Армении". Согласно договоренности, в 2021–2024 годах допустимый уровень технических потерь электроэнергии установлен на уровне не более 7,50%, с 2025 года — 7%, а к 2028 году — 6,40%. Эти нормативы сохранялись даже в случае досрочного улучшения инфраструктуры, что обеспечивало компании дополнительную надбавку к тарифу.
Также стоит напомнить, что, по утверждению прежнего руководства Комиссии по регулированию общественных услуг, предыдущий владелец "Электросетей Армении" накопил значительные долги. Однако эти обязательства не рассматривались как задолженность перед государством — тарифный регулятор исключал возможность их компенсации за счет потребителей и настаивал, чтобы собственник покрывал их из собственных средств (что и сделал Самвел Карапетян при приобретении Элсетей"). По этой причине точная сумма долгов не фиксировалась и для государства не имела принципиального значения.
Напомним, глава ГК "Ташир" Самвел Карапетян был арестован 18 июня сроком на два месяца по обвинению в публичных призывах к захвату власти. Уголовное дело возбудили после того, как он днем ранее публично выступил в защиту Армянской Апостольской Церкви. Вслед за заявлением бизнесмена, премьер-министр Никол Пашинян опубликовал в соцсетях резкие высказывания, в которых многие усмотрели намек на бизнесмена. Он пригрозил "приструнить распутных священнослужителей" и их "распутных благотворителей". Вскоре после этого сотрудники криминальной полиции МВД Армении провели обыск в доме Карапетяна, задержаны более 50 граждан. Ему предъявлено обвинение в "публичных призывах к захвату власти" (на основе сделанного им ранее заявления).
Сразу после этого власти подняли вопрос национализации "Элсетей". Премьер Никол Пашинян открыто написал в соцсетях, что "назрел момент национализации "Элсетей", которая "пройдет быстро". После этого он сказал журналистам, что установил срок в один месяц - до 21 июня - для компенсации ущерба гражданам со стороны "Элсетей" (из-за отключений света). В противном случае вопрос национализации компании будет решен в срочном порядке: такой проект уже находится на рассмотрении в парламенте.
Лента новостей
0