https://am.sputniknews.ru/20250628/chem-armyanskaya-tserkov-otlichaetsya-ot-drugikh-ortodoksalnykh-tserkvey-90738130.html
Чем Армянская церковь отличается от других ортодоксальных церквей?
Чем Армянская церковь отличается от других ортодоксальных церквей?
Sputnik Армения
Вопреки распространенному мнению, Армянская апостольская церковь не является монофизитской. 28.06.2025, Sputnik Армения
2025-06-28T10:07+0400
2025-06-28T10:07+0400
2025-06-28T10:27+0400
армянская апостольская церковь
общество
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/602/89/6028942_0:378:2968:2048_1920x0_80_0_0_00e0d88727bd42888a292847424dade4.jpg
ЕРЕВАН, 28 июн - Sputnik. Христианство в Армении первыми проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей в I веке. 301 год считается официальной датой принятия Арменией христианства.В настоящее время существует два административно независимых католикосата:Кроме того, в составе ААЦ действуют два автономных патриархата: Константинопольский и Иерусалимский, главы которых имеют духовную степень архиепископов и подчиняются Католикосу Всех армян.Отличия между ААЦ и остальными ортодоксальными церквами носят преимущественно обрядовый характер. Что касается догматики, различия здесь часто ошибочно сводятся к тому, что Армянская церковь якобы является монофизитской.Что такое монофизитство?Термин "монофизитство" подразумевает, что в Иисусе Христе была одна природа – божественная. Автор этого учения – Константинопольский архимандрит V века Евтихий. Согласно его учению, в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной.Учение было осуждено в 451 году IV Вселенским собором, известным также под названием "Халкидонский собор". На нем было провозглашено, что в Иисусе Христе две природы – Божественная и человеческая, причем каждая из них совершенна.Армянская церковь признает Иисуса Христа и истинным Богом, и истинным человеком. Различия между учениями сводятся лишь к терминологии: если Православная церковь учит, что в Иисусе Христе было две природы – божественная и человеческая, то Армянская церковь утверждает, что в Иисусе Христе одна природа – Богочеловеческая. Таким образом, вопреки распространенному мнению, Армянская апостольская церковь не является монофизитской.Обрядовые различияДуховные степениУ армян пять санов духовенства — католикос, епископ, священник, дьякон (саркаваг), чтец/пономарь (дпир), в то время как в других православных церквах их три: епископ, пресвитер, дьякон.Крест и крестное знамениеКрестное знамение накладывается не справа-налево, а слева-направо. Крест же у армян четырехконечный. Для него характерна вытянутая форма с "ласточкиными хвостами" на концах. Украшается крест растительным орнаментом. Распятие Спасителя на нем отсутствует. В то же время традиционный православный крест имеет шестиконечную или восьмиконечную форму. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую.Литургия и причащениеНачиная с X века литургия в армянских храмах остается практически неизменной. Вся церковная служба, кроме проповеди, ведется на древнеармянском – грабаре.На литургии армянские священники используют не квасную просфору, но пресную, которая называется "ншхар". Хлеб, или ншхар, преподносится для причастия с неразбавленным вином. У православных же вино разбавляется водой.Отношение ААЦ к иконеАрмянской церкви порой ошибочно приписывают иконоборчество. Однако она со дня своего создания почитала икону. Храмы украшались росписью, а также иконами. По канонам ААЦ, изображения на дереве, металле и холсте в храмах должны быть освящены и помазаны миром. Поскольку в Армянской церкви алтарь покрыт завесой, традиция иметь иконостас не сформировалась. Отсутствие большого количества икон в армянских храмах обусловлено историческими особенностями, а также общим аскетизмом убранства.МатахВ армянских церквах сохранилась традиция освящения соли для обряда принесения животного в жертву (зачастую это делается в благодарность за спасенную жизнь). Но, в отличие от ветхозаветного, языческого или мусульманского жертвоприношения "матах" представляет собой своего рода благодарность Богу. Само слово буквально переводится как "поднести соль". Таким образом, суть матаха в том, чтобы угостить нуждающихся и неимущих мясом жертвенного животного.Отсутствие традиции женского монашестваВ Армении долгое время было запрещено женское монашество. Для этого были определенные исторические предпосылки. Согласно летописцу Павстосу Бюзанду, царь Великой Армении Пап (353-374 гг.) якобы приказал разрушить все женские монастыри, а монахинь, давших обет целомудрия, выдать замуж за азатов – армянских рыцарей, которые получали землю за службу. На тот момент это решение было продиктовано тяжелым социально-экономическим положением страны. И хотя в разное время монахини в Армении были, их число было невелико.Большинство праздников ААЦ кочующие и переходные. Армяне, преимущественно, ориентируются на Григорианский календарь. Придерживаясь традиции христианской церкви первых веков, Армянская церковь отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.В беседе с корреспондентом Sputnik Армения иеромонах Асогик Карапетян отметил, что сегодня ни догматические, ни традиционные и обрядовые различия не мешают христианским церквам конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/602/89/6028942_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_9d5a908c8b006b01e8f35264227860c9.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армянская апостольская церковь, общество
армянская апостольская церковь, общество
Чем Армянская церковь отличается от других ортодоксальных церквей?
10:07 28.06.2025 (обновлено: 10:27 28.06.2025) Вопреки распространенному мнению, Армянская апостольская церковь не является монофизитской.
ЕРЕВАН, 28 июн - Sputnik. Христианство в
Армении первыми проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей в I веке. 301 год считается официальной датой принятия Арменией христианства.
В настоящее время существует два административно независимых католикосата:
Католикосат Всех Армян с центром в Эчмиадзине.
Киликийский католикосат с центром в ливанском Антилиасе.
Кроме того, в составе ААЦ действуют два автономных патриархата: Константинопольский и Иерусалимский, главы которых имеют духовную степень архиепископов и подчиняются Католикосу Всех армян.
Армянская церковь вместе с остальными древневосточными православными церквами (Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сиро-яковитская, Маланкарская) осталась верна первым трем Вселенским соборам, отвергнув решения IV – Халкидонского и всех последующих Вселенских соборов.
Отличия между ААЦ и остальными ортодоксальными церквами носят преимущественно обрядовый характер. Что касается догматики, различия здесь часто ошибочно сводятся к тому, что Армянская церковь якобы является монофизитской.
Термин "монофизитство" подразумевает, что в Иисусе Христе была одна природа – божественная. Автор этого учения – Константинопольский архимандрит V века Евтихий. Согласно его учению, в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной.
Учение было осуждено в 451 году IV Вселенским собором, известным также под названием "Халкидонский собор". На нем было провозглашено, что в Иисусе Христе две природы – Божественная и человеческая, причем каждая из них совершенна.
Армянская церковь признает Иисуса Христа и истинным Богом, и истинным человеком. Различия между учениями сводятся лишь к терминологии: если Православная церковь учит, что в Иисусе Христе было две природы – божественная и человеческая, то Армянская церковь утверждает, что в Иисусе Христе одна природа – Богочеловеческая. Таким образом, вопреки распространенному мнению, Армянская апостольская церковь не является монофизитской.
У армян пять санов духовенства — католикос, епископ, священник, дьякон (саркаваг), чтец/пономарь (дпир), в то время как в других православных церквах их три: епископ, пресвитер, дьякон.
Крест и крестное знамение
Крестное знамение накладывается не справа-налево, а слева-направо. Крест же у армян четырехконечный. Для него характерна вытянутая форма с "ласточкиными хвостами" на концах. Украшается крест растительным орнаментом. Распятие Спасителя на нем отсутствует. В то же время традиционный православный крест имеет шестиконечную или восьмиконечную форму. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую.
Начиная с X века литургия в армянских храмах остается практически неизменной. Вся церковная служба, кроме проповеди, ведется на древнеармянском – грабаре.
На литургии армянские священники используют не квасную просфору, но пресную, которая называется "ншхар". Хлеб, или ншхар, преподносится для причастия с неразбавленным вином. У православных же вино разбавляется водой.
Армянской церкви порой ошибочно приписывают иконоборчество. Однако она со дня своего создания почитала икону. Храмы украшались росписью, а также иконами. По канонам ААЦ, изображения на дереве, металле и холсте в храмах должны быть освящены и помазаны миром. Поскольку в Армянской церкви алтарь покрыт завесой, традиция иметь иконостас не сформировалась. Отсутствие большого количества икон в армянских храмах обусловлено историческими особенностями, а также общим аскетизмом убранства.
В армянских церквах сохранилась традиция освящения соли для обряда принесения животного в жертву (зачастую это делается в благодарность за спасенную жизнь). Но, в отличие от ветхозаветного, языческого или мусульманского жертвоприношения "матах" представляет собой своего рода благодарность Богу. Само слово буквально переводится как "поднести соль". Таким образом, суть матаха в том, чтобы угостить нуждающихся и неимущих мясом жертвенного животного.
Отсутствие традиции женского монашества
В Армении долгое время было запрещено женское монашество. Для этого были определенные исторические предпосылки. Согласно летописцу Павстосу Бюзанду, царь Великой Армении Пап (353-374 гг.) якобы приказал разрушить все женские монастыри, а монахинь, давших обет целомудрия, выдать замуж за азатов – армянских рыцарей, которые получали землю за службу. На тот момент это решение было продиктовано тяжелым социально-экономическим положением страны. И хотя в разное время монахини в Армении были, их число было невелико.
Большинство праздников ААЦ кочующие и переходные. Армяне, преимущественно, ориентируются на Григорианский календарь. Придерживаясь традиции христианской церкви первых веков, Армянская церковь отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.
В беседе с корреспондентом Sputnik Армения иеромонах Асогик Карапетян отметил, что сегодня ни догматические, ни традиционные и обрядовые различия не мешают христианским церквам конструктивно взаимодействовать друг с другом.