Тегеран сверил часы с Ереваном: эксперт назвал основные цели визита Пезешкиана в Армению

CC BY 4.0 / Fars News Agency / Chabahar (cropped, resized)Юго-восточный иранский порт Чабахар
Юго-восточный иранский порт Чабахар - Sputnik Армения, 1920, 20.08.2025
Подписаться
Иран ведет активную внешнюю политику по наращиванию взаимодействия по разным трекам с рядом стран. На это указывает и география визитов иранского лидера Масуда Пезешкиана. О целях и итогах вояжа иранского лидера в Армению разбирался Sputnik Армения.
Сверка часов и прояснение ряда беспокоящих Тегеран, в свете Вашингтонского саммита, вопросов. Вот, пожалуй, главные итоги визита президента Ирана Масуда Пезешкиана в Армению. Ереванский вояж, бесспорно, придал импульс двусторонним отношениям: были подписаны 10 меморандумов о взаимопонимании — от культуры до политики. Однако новым витком в армяно-иранских отношениях стала готовность на практике довести уровень взаимодействия до стратегического.
Кроме вопросов двусторонней повестки, Тегерану было важно тет-а-тет получить ответы на ряд вопросов, которые тревожили иранскую сторону, о чем власти открыто и заявляли.
Примечательно, что сразу по итогам переговоров премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Ирана, глава МИД Ирана Аббас Аракчи заявил, что армянская сторона заверила, что знакома с "красными линиями" Тегерана. Более того, Ереван дал подробные разъяснения касательно недавнего трехстороннего саммита в Белом доме и заверил, что всегда будет считаться с позицией Тегерана в контексте региональных маршрутов.

На пути к стратегическим отношениям

Визит Пезешкиана в Ереван планировался еще давно: армянская сторона направила приглашение почти сразу после выборов иранского лидера в 2024 году. Однако визит был отложен по ряду причин, в том числе из-за ирано-израильской 12-дневной войны, заявил иранист Нвер Давтян в интервью Sputnik Армения.
По его словам, вояж президента Ирана не случаен — это продолжение политики Тегерана по развитию сотрудничества со странами региона и не только в торговых, экономических, политических сферах. С некоторыми иранская сторона и вовсе ведет работы по налаживанию взаимодействия в области безопасности.
© SputnikИранист Нвер Давтян в гостях радио Sputnik
Иранист Нвер Давтян в гостях радио Sputnik - Sputnik Армения, 1920, 20.08.2025
Иранист Нвер Давтян в гостях радио Sputnik
Визит был важен для "рестарта" отношений в контексте армяно-иранской повестки и региональной конъюнктуры. Иран после трехстороннего саммита неоднократно заявлял о своих опасениях касательно документов, подписанных в Белом доме лидерами Армении и Азербайджана. И если иранские власти приветствовали намерения о мире между Арменией и Азербайджаном, то по поводу проекта "Маршрут Трампа" через армянский Сюник выражали свои опасения. В Ереване Пезешкиан вновь озвучил тезисы Тегерана о неприемлемости изменения границ и вмешательства внерегиональных игроков.

"Иран уделяет особое внимание безопасности своих границ. Понимая это, армянская сторона заверила иранских коллег, что с ее территории угроз для Ирана исходить не может, а проект откроет возможности как для стран Южного Кавказа, так и соседей", — подчеркнул он.

В этом контексте одной из центральных тем обсуждения стал проект ж/д связи Персидского залива и Черного моря по территории Армении, Нахиджевана, Грузии и договоренности о строительстве второго моста через реку Аракс.
Давтян обратил внимание и на то, что Армения для Ирана не только торговый партнер, но и "ворота" на многомиллионный рынок ЕАЭС. В этой связи он упомянул поправки, внесенные в законодательство Ирана и сокращение таможенных пошлин, что создаст новые возможности для развития экономических и торговых связей как в двустороннем формате (Иран–Армения), так и в формате Иран–ЕАЭС.
Поэтому логична и готовность сторон довести отношения до стратегического уровня. Давтян отметил, что такие многопрофильные, многосторонние документы не подписываются сразу: они требуют времени на обсуждение, так как затрагивают разные аспекты – от политики до сферы безопасности. Он напомнил, что Иран уже заключил такое соглашение с Россией, которое долго прорабатывалось, и считает, что на подготовку договора с Арменией также уйдет немало времени.

"Насколько известно, такой документ готовится. Соглашения подобного рода без атмосферы взаимодоверия не подписываются. В этом контексте этот визит также важен для укрепления политического доверия сторон", — отметил наш собеседник.

Армения – звено в МТК "Персидский залив – Черное море"

Тема ж/д связи Персидского залива с Черным морем в Ереване была поднята не случайно. Давтян пояснил, что в настоящее время реализуется ряд транспортных проектов в обход Ирана. Речь идет о транзитном маршруте "Лазуритовый коридор", который проходит из Центральной Азии и Афганистана к Каспийскому морю, а затем в Турцию и Европу.
Другой — турецкий мегапроект "Дороги развития", согласно которому будет создана ж/д ветка длиной в 1200 км через Басру, Эд-Диванию, Наджаф, Кербелу и Мосул, которая затем выйдет в Турцию. Этот маршрут прочно свяжет Турцию и Ирак, создав ось турецкого влияния, ослабит роль стран Персидского залива и снизит влияние США в регионе.
Реализация всех этих проектов оставляет Иран "за бортом" транспортных маршрутов. По этой причине Тегеран чувствительно относится к любым изменениям границ с Арменией. Ему важен стабильно работающий маршрут через армянскую территорию, как в политическом, так и в экономическом плане. Коридоры через Ереван позволят нивелировать роль Анкары и Баку в транспортных проектах на треке Север – Юг, а также дадут возможность Ирану диверсифицировать поставки в ЕАЭС и ЕС.
Давтян отметил, что в этом плане вопрос ж/д связи Персидского залива с Черным морем по территории Армении более чем актуален. По его словам, эта артерия будет запущена не в ущерб одноименному автомобильному проекту МТК "Персидский залив – Черное море" (Иран инициировал его в 2016 году).
Грузы из стран бассейна Персидского залива смогут добираться до Мегри, откуда по железной дороге (43 км участок Нрнадзор – Агарак) через Джульфу (Джуга) – до Ерасха и далее через Грузию к бассейну Черного моря.

"Это дополнительная ж/д артерия для связи Персидского залива и Черного моря. По сравнению с автомобильным проектом ее возможности шире, а пропускная способность и безопасность выше", — сказал Давтян.

В контексте разблокирования транспортных коммуникаций в регионе это открывает дополнительные возможности для Ирана. При этом многое зависит и от политической воли Баку и технических возможностей. Эксперт отметил, что все это обсуждается в рамках "Маршрута Трампа", однако, учитывая конъюнктуру региона, малейшие изменения могут повлиять на решения.
Лидеры Армении и Азербайджана – Никол Пашинян и Ильхам Алиев – подписали 8 августа в Вашингтоне совместную декларацию, которую также закрепил своей подписью в качестве свидетеля президент США Дональд Трамп. Согласно декларации, Армения предоставит США на 99 лет эксклюзивные права на развитие "Маршрута Трампа ради международного мира и процветания" (TRIPP) — дороги (которая будет действовать по армянскому законодательству) между Нахиджеваном и "материковым" Азербайджаном через Сюникскую область. Американская сторона планирует передать землю в субаренду консорциуму, ответственному за инфраструктуру и управление. Главы МИД двух стран также подписали совместное обращение о закрытии Минской группы ОБСЕ и связанных с ней структур. Позже МИД Армении и Азербайджана опубликовали текст будущего мирного соглашения.
Лента новостей
0