https://am.sputniknews.ru/20250822/ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-ekspert-o-riskakh-obrascheniya-armenii-k-zarubezhnym-yurfirmam-92634713.html
Угроза национальной безопасности: эксперт о рисках обращения Армении к зарубежным юрфирмам
Угроза национальной безопасности: эксперт о рисках обращения Армении к зарубежным юрфирмам
Sputnik Армения
Сумма в $3 млн 250 тыс., предусмотренная правительством Армении на борьбу с владельцами "Электросетей" в Стокгольмском арбитраже, на взгляд Григоряна, может... 22.08.2025, Sputnik Армения
2025-08-22T21:38+0400
2025-08-22T21:38+0400
2025-08-22T22:25+0400
аналитика
армения
новости армения
политика
суд
арбитраж
юрист
эксперт
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0a/08/81590598_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_4d6cea3bad1d319bcfc0114b23b5a41e.jpg
ЕРЕВАН, 22 авг — Sputnik. Правительство Армении в международных исках представляют зарубежные фирмы, и это создает риск разглашения секретной информации и угрозу национальной безопасности в целом. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил директор-основатель юридической фирмы GPartners Саркис Григорян.Ранее правительство Армении решило привлечь американскую юридическую компанию Arnold & Porter для защиты от иска владельцев "Электрических сетей Армении" (ЭСА) в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, выделив для этого $3 млн 250 тыс."Речь идет о риске нарушения тайны информации, поскольку иностранным компаниям поручают сбор данных, получение доказательств и т.д. То есть, помимо финансовых вопросов, здесь проблема национальной безопасности. Правительство Армении в различных делах представляют разные юридические фирмы: американские, неамериканские и т.д. Есть дела, которые ведет Foley Hoag, по другим делам работают другие компании. В деле ЭСА правительство будет представлять Arnold & Porter, и это большая проблема, которая требует разработки централизованной политики. Потому что ведение споров также является одним из компонентов политики", — подчеркнул наш собеседник.Говоря о выбранной властями Армении юридической конторе Arnold & Porter, эксперт отметил, что это влиятельная американская компания, достаточно широко известная в Вашингтоне и Нью-Йорке и обладающая опытом в сфере международного арбитража, хотя и не входящая в ТОП-5 или ТОП-10.В обосновании правительства сказано, что выбор пал на Arnold & Porter, поскольку компания в делах о защите интересов государств в рамках инвестиционного арбитража добилась успеха в 53 из последних 60 судебных решений (успех примерно в 93% случаев). Однако, на взгляд Григоряна, эта статистика в данном случае ни о чем не говорит и никаких гарантий тут быть не может.Что касается суммы в $3 млн 250 тыс., то юрист затруднился оценить, много это или мало для данного дела, поскольку на рынке есть как дешёвые, так и дорогие юридические фирмы. К тому же услуги юриста по инвестиционному арбитражу оцениваются в Америке в $2000-$2500 и даже достигают $3000 в час.Вместе с тем Григорян замечает, что в аналогичных случаях бюджет, представленный в начале процесса, как правило, возрастает на 10%-20% после перехода в основную стадию. И в случае с делом против владельцев ЭСА он уверен, что юридические расходы также вырастут.Тот факт, что правительство вынуждено привлекать внешние международные юридические конторы говорит о том, что государство не располагает ни институциональными возможностями, ни человеческим потенциалом для того, чтобы самостоятельно вести споры с иностранными инвесторами, говорит собеседник Sputnik Армения.Между тем в правительстве действует Офис международного юридического представителя, для которого участие в подобных делах, на взгляд Григоряна, первостепенная задача и одна из основных функций. Однако на данный момент эта структура не обладает достаточными ресурсами для такой деятельности, говорит он.Он также привел пример Чехии, правительство которой располагает инструментарием и собственной командой для ведения международных арбитражных дел.Кроме создания собственных возможностей, как считает Григорян, правительство должно сформировать свою политику и формулу действий для разных сценариев в этой сфере."Нужно понять, стоит ли вести переговоры и не доводить дело до суда, или продолжать бороться в арбитраже. Все эти сценарии государство должно просчитать и оценить возможные расходы. Представьте, если Армения проиграет в том или ином арбитраже — какие будут последствия для экономики и налогоплательщиков", — отметил Григорян.По его наблюдениям, сейчас в стране нет юридических фирм, которые бы специализировались на инвестиционных арбитражах. Но есть отдельные лица, которые работают в Армении и за рубежом, обладают необходимым опытом и знаниями."Я уверен, что они будут готовы мобилизовать свои ресурсы и помочь правительству сформировать эти институциональные возможности внутри страны", — сказал Григорян.22 июля арбитраж при Стокгольмской торговой палате обязал правительство Армении воздержаться от применения новых положений законов "Об энергетике" и "Об органе по регулированию общественных услуг", а также от дальнейших шагов по конфискации активов компании.29 июля владелец компании Самвел Карапетян и его семья подали экстренный арбитражный запрос. В нем они просили дополнить решение от 22 июля, разъяснить обязательность его исполнения и восстановить статус-кво — отменить назначение временного государственного управляющего в компании.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0a/08/81590598_88:0:1512:1068_1920x0_80_0_0_33a07155950027165971eab186dfe7ce.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
аналитика, армения, новости армения, политика, суд, арбитраж, юрист, эксперт
аналитика, армения, новости армения, политика, суд, арбитраж, юрист, эксперт
Угроза национальной безопасности: эксперт о рисках обращения Армении к зарубежным юрфирмам
21:38 22.08.2025 (обновлено: 22:25 22.08.2025) Сумма в $3 млн 250 тыс., предусмотренная правительством Армении на борьбу с владельцами "Электросетей" в Стокгольмском арбитраже, на взгляд Григоряна, может вырасти на 10%-20%.
ЕРЕВАН, 22 авг — Sputnik. Правительство Армении в международных исках представляют зарубежные фирмы, и это создает риск разглашения секретной информации и угрозу национальной безопасности в целом. Такое мнение в беседе со
Sputnik Армения выразил директор-основатель юридической фирмы GPartners Саркис Григорян.
Ранее правительство Армении решило привлечь американскую юридическую компанию
Arnold & Porter для защиты от иска владельцев "Электрических сетей Армении" (ЭСА) в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, выделив для этого $3 млн 250 тыс.
"Речь идет о риске нарушения тайны информации, поскольку иностранным компаниям поручают сбор данных, получение доказательств и т.д. То есть, помимо финансовых вопросов, здесь проблема национальной безопасности. Правительство Армении в различных делах представляют разные юридические фирмы: американские, неамериканские и т.д. Есть дела, которые ведет Foley Hoag, по другим делам работают другие компании. В деле ЭСА правительство будет представлять Arnold & Porter, и это большая проблема, которая требует разработки централизованной политики. Потому что ведение споров также является одним из компонентов политики", — подчеркнул наш собеседник.
Говоря о выбранной властями Армении юридической конторе Arnold & Porter, эксперт отметил, что это влиятельная американская компания, достаточно широко известная в Вашингтоне и Нью-Йорке и обладающая опытом в сфере международного арбитража, хотя и не входящая в ТОП-5 или ТОП-10.
В обосновании правительства сказано, что выбор пал на Arnold & Porter, поскольку компания в делах о защите интересов государств в рамках инвестиционного арбитража добилась успеха в 53 из последних 60 судебных решений (успех примерно в 93% случаев). Однако, на взгляд Григоряна, эта статистика в данном случае ни о чем не говорит и никаких гарантий тут быть не может.
"Говорить о гарантиях — довольно бессмысленное занятие. Дело довольно сложное, и успех зависит не только от силы команды. Речь идёт о фактах, которые нужно собрать, о юридических аргументах, которые нужно представить, о доказательствах, экспертных заключениях. Мы также не должны забывать, что один этап "emergency arbitration" уже прошел, и у нас уже есть, скажем так, первый юридический документ. А именно — решение, которое вынес "emergency arbitrator", — сказал Григорян.
Что касается суммы в $3 млн 250 тыс., то юрист затруднился оценить, много это или мало для данного дела, поскольку на рынке есть как дешёвые, так и дорогие юридические фирмы. К тому же услуги юриста по инвестиционному арбитражу оцениваются в Америке в $2000-$2500 и даже достигают $3000 в час.
Вместе с тем Григорян замечает, что в аналогичных случаях бюджет, представленный в начале процесса, как правило, возрастает на 10%-20% после перехода в основную стадию. И в случае с делом против владельцев ЭСА он уверен, что юридические расходы также вырастут.
Тот факт, что правительство вынуждено привлекать внешние международные юридические конторы говорит о том, что государство не располагает ни институциональными возможностями, ни человеческим потенциалом для того, чтобы самостоятельно вести споры с иностранными инвесторами, говорит собеседник Sputnik Армения.
Между тем в правительстве действует Офис международного юридического представителя, для которого участие в подобных делах, на взгляд Григоряна, первостепенная задача и одна из основных функций. Однако на данный момент эта структура не обладает достаточными ресурсами для такой деятельности, говорит он.
"Государство должно предпринимать шаги для формирования человеческих ресурсов и повышения институциональных возможностей для ведения таких дел — так называемого "advocacy", начиная от переговоров на доарбитражном этапе и сбора доказательств до участия в арбитражных процессах как в Стокгольме, так и в других международных арбитражных институтах. В том числе в Американском международном центре по урегулированию инвестиционных споров (ICSID)", — обобщил эксперт.
Он также привел пример Чехии, правительство которой располагает инструментарием и собственной командой для ведения международных арбитражных дел.
Кроме создания собственных возможностей, как считает Григорян, правительство должно сформировать свою политику и формулу действий для разных сценариев в этой сфере.
"Нужно понять, стоит ли вести переговоры и не доводить дело до суда, или продолжать бороться в арбитраже. Все эти сценарии государство должно просчитать и оценить возможные расходы. Представьте, если Армения проиграет в том или ином арбитраже — какие будут последствия для экономики и налогоплательщиков", — отметил Григорян.
По его наблюдениям, сейчас в стране нет юридических фирм, которые бы специализировались на инвестиционных арбитражах. Но есть отдельные лица, которые работают в Армении и за рубежом, обладают необходимым опытом и знаниями.
"Я уверен, что они будут готовы мобилизовать свои ресурсы и помочь правительству сформировать эти институциональные возможности внутри страны", — сказал Григорян.
22 июля арбитраж при Стокгольмской торговой палате обязал правительство Армении воздержаться от применения новых положений законов "Об энергетике" и "Об органе по регулированию общественных услуг", а также от дальнейших шагов по конфискации активов компании.
29 июля владелец компании Самвел Карапетян и его семья подали экстренный арбитражный запрос. В нем они просили дополнить решение от 22 июля, разъяснить обязательность его исполнения и восстановить статус-кво — отменить назначение временного государственного управляющего в компании.