Южный Кавказ не может уйти для России в тень даже на фоне конфликта на Украине

© Sputnik / Владимир ТрефиловВоенный аналитик Евгений Крутиков на пресс-конференции (21 декабря 2018), Москвa
Военный аналитик Евгений Крутиков на пресс-конференции (21 декабря 2018), Москвa - Sputnik Армения, 1920, 26.08.2025
Подписаться
Гость авторского проекта Армана Ванескегяна "На самом деле", российский историк, политолог и журналист Евгений Крутиков, представил в эфире радио Sputnik Армения анализ событий в регионе Южного Кавказа. Ниже приводим точку зрения нашего собеседника — от первого лица.

В случае с Южным Кавказом необходимы другие подходы

Если отталкиваться от совокупности событий, происходящих не только на Южном Кавказе, но и на глобальной геополитической площадке, то приходится констатировать: влияние России реально снижается. Связано это прежде всего с тем, что американская дипломатия ещё с 1991 года ставила перед собой цель уменьшить влияние России на всём постсоветском пространстве.
Делали американцы это целых 30 лет без остановки, и усилия эти в итоге не могли не дать своих плодов. Работы велись и по армянскому кейсу, и по Южному Кавказу в целом. И сейчас мы вынуждены констатировать, что то влияние России, которое сохранялось на постсоветском пространстве, стало, если можно так выразиться, "схлопываться". Причин тому много, и причины эти отнюдь не только (и не столько) внутрироссийского характера.
Если же говорить о данном моменте, то изначально следует понимать: снижение уровня российского влияния не имеет никакого отношения к тому, что происходит в зоне СВО. То есть цели и задачи России на Южном Кавказе не могут стать второстепенными для Москвы из-за Украины. Это противоречило бы самим принципам российской дипломатии. Не может одно направление — та же Украина — быть важнее, чем другое, в данном случае Южный Кавказ.
Причина здесь в общем комплексе проблем, а не в нехватке, скажем, потенциала у России или в том, что она считает какие-то направления менее важными. Все важно. И ресурсов хватает, если их правильно распределять. Другое дело, что в случае с Южным Кавказом, наверное, необходим специфический подход, который, видимо, пока окончательно не проработан. А сформулировать эти новые подходы мешает очень сложная ситуация в мире.
России нужно пересмотреть или даже переоценить свою роль в регионе, а также методы и средства, которые здесь уместно применять.

У Турции и Ирана принципиально разные взгляды на региональные события

У Турции и Ирана два принципиально разных взгляда на нарождающийся новый миропорядок. Иран сейчас больше всего волнует именно ситуация с Соединенными Штатами. Поэтому Тегеран так болезненно реагирует и на идею так называемого "Сюникского коридора", и на то, что предложил недавно Трамп. Турция же, наоборот, спокойно "отсиделась", никак не высказывалась. Но для России, понятное дело, Турция — союзник ситуативный.
А ведь это член НАТО, давайте не будем этого забывать. И перспектива того, что НАТО может продвинуться ближе к российским границам уже на Южно-Кавказском направлении, вообще на южном направлении, никого в России не устраивает и устраивать не может. Поэтому скажем так: Иран — это союзник стратегический, тогда как Турция — союзник ситуативный. Анкара была нужна, когда развивалась ситуация в Сирии. Сейчас же ситуация в Сирии для России не актуальна.
Поэтому дальнейшие взаимоотношения с Турцией, скорее всего, будут переведены в более прагматичную плоскость. Что касается Ирана, то его позиция сейчас наиболее близка к Российской Федерации. И мы в Москве наверняка учитываем все эти обстоятельства и опасения, которые возникают у Тегерана в связи с тем, как развиваются события в Сирии, на Украине, на Южном Кавказе.
Мы пока еще не знаем и не можем четко спрогнозировать, как и в каком виде будет развиваться координация между Москвой и Тегераном. Сейчас это, скорее всего, является государственной тайной.
Ну а что касается вопросов "коридора", то, в первую очередь, экономические проблемы у нас, к счастью, зачастую решаются вне политического контекста. То есть если необходим транспортный, экономический коридор, это может быть не связано с политическими обстоятельствами. Но и старая марксистская идея о том, что все действует и "вертится" вокруг экономики, в данном случае тоже не очень работает.

Диалог РФ-Тбилиси затруднен, а союзничество Москвы с Баку — только на бумаге

На самом деле изначально не было серьезных предпосылок, что в ближайшее время правительство Грузии будет как-то развивать взаимоотношения с Россией в политическом плане. Грузия никогда не откажется от идеи восстановления своей территориальной целостности. Полноценный диалог между двумя странами еще долго будет невозможен. Можно было бы хотя бы подписать договор о неприменении силы, но и от этого Грузия отказывается.
В российской экспертной среде озвучиваются определенные надежды по этому поводу. Мол, они сейчас пойдут на сближение. Якобы у власти в Грузии пророссийские силы. Надо четко понимать — никаких пророссийских настроений, никакой российской партии в Грузии просто нет. Не будет и в обозримом будущем, и ничего здесь изменить нельзя.
Что касается Азербайджана, то мы переживаем очень болезненный кризис в отношениях с этой страной. Кризис отчасти искусственный, потому что азербайджанская сторона прибегла к довольно странному способу его инициировать. Можно было без эмоций разобраться в произошедшем, однако без истерики не обошлось.
Отношения с Азербайджаном остаются несбалансированными из-за того, что правительство Алиева поддерживает свое присутствие в определенных межгосударственных структурах. А те, в свою очередь, определяют уровень взаимоотношений с Россией. Сейчас в них никто не нуждается. Ни о каком реальном сближении в ближайшей перспективе речь не идет, если о нем вообще можно было говорить. Но посмотрим.
Вероятно, в течение года мы получим какую-то новую концепцию взаимоотношений Москвы и Баку. Это будет, я бы сказал, более здоровая концепция. Из нее уйдет излишняя, искусственная постсоветская любовь, которую поддерживали в Азербайджане. И мы придем к государственным отношениям, уровень которых, скажем так, будет ниже дружественных. Впрочем, лучше так, чем оставаться в состоянии конфронтации.

"Дорога Трампа" — непонятный и труднореализуемый проект

Вероятность того, что эти два плана — "дорога Трампа" и проект Север — Юг — смогут в подобном формате хоть как-то сосуществовать, практически минимальна. На самом деле мы до сих пор не в состоянии внятно и отчётливо спрогнозировать, как будет развиваться ситуация с этим кейсом. Потому что пока лишь подписаны некие бумаги. И это, скажем честно, воспринимается в Москве довольно прохладно.
Вообще это странная идея с любой точки зрения. Именно странная, потому что в Москве официально, на высоком уровне подчёркивается, что подобный формат — это частичная потеря суверенитета Армении. Это плохо объяснимый и весьма странный формат. И к этому нужно вырабатывать новое отношение.
Пока в Москве не видели итоговых документов и непонятно, насколько вообще правительству Пашиняна удастся имплементировать на земле все эти предварительные договорённости.
Именно поэтому мы пока не можем адекватно оценить этот документ. А пока и в экспертном сообществе, и в некоторых властных кабинетах я вижу лишь одно — негативную реакцию на этот проект.
С другой стороны, видимо, следует подождать дальнейшего развития событий, чтобы сформулировать новую концепцию отношений. Трампа преподносят как некоего спасителя — мол, Америка раньше ничего не делала, а теперь решила сделать. Трамп настойчиво примеряет на себя роль миротворца, хотя это пока еще нигде не сработало. Видим лишь совершенно невнятную бумагу с проектом, который очень тяжело будет реализовать.
Лента новостей
0