https://am.sputniknews.ru/20250826/yuzhnyy-kavkaz-ne-mozhet-uyti-dlya-rossii-v-ten-dazhe-na-fone-konflikta-na-ukraine--92742601.html
Южный Кавказ не может уйти для России в тень даже на фоне конфликта на Украине
Южный Кавказ не может уйти для России в тень даже на фоне конфликта на Украине
Sputnik Армения
Гость авторского проекта Армана Ванескегяна "На самом деле", российский историк, политолог и журналист Евгений Крутиков, представил в эфире радио Sputnik... 26.08.2025, Sputnik Армения
2025-08-26T22:10+0400
2025-08-26T22:10+0400
2025-08-27T12:10+0400
аналитика
политика
армения
новости армения
россия
москва
южный кавказ
сша
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/1a/92742060_0:125:3168:1907_1920x0_80_0_0_da8557269592c2037a61da7219275df3.jpg
В случае с Южным Кавказом необходимы другие подходыЕсли отталкиваться от совокупности событий, происходящих не только на Южном Кавказе, но и на глобальной геополитической площадке, то приходится констатировать: влияние России реально снижается. Связано это прежде всего с тем, что американская дипломатия ещё с 1991 года ставила перед собой цель уменьшить влияние России на всём постсоветском пространстве.Делали американцы это целых 30 лет без остановки, и усилия эти в итоге не могли не дать своих плодов. Работы велись и по армянскому кейсу, и по Южному Кавказу в целом. И сейчас мы вынуждены констатировать, что то влияние России, которое сохранялось на постсоветском пространстве, стало, если можно так выразиться, "схлопываться". Причин тому много, и причины эти отнюдь не только (и не столько) внутрироссийского характера.Если же говорить о данном моменте, то изначально следует понимать: снижение уровня российского влияния не имеет никакого отношения к тому, что происходит в зоне СВО. То есть цели и задачи России на Южном Кавказе не могут стать второстепенными для Москвы из-за Украины. Это противоречило бы самим принципам российской дипломатии. Не может одно направление — та же Украина — быть важнее, чем другое, в данном случае Южный Кавказ.Причина здесь в общем комплексе проблем, а не в нехватке, скажем, потенциала у России или в том, что она считает какие-то направления менее важными. Все важно. И ресурсов хватает, если их правильно распределять. Другое дело, что в случае с Южным Кавказом, наверное, необходим специфический подход, который, видимо, пока окончательно не проработан. А сформулировать эти новые подходы мешает очень сложная ситуация в мире.России нужно пересмотреть или даже переоценить свою роль в регионе, а также методы и средства, которые здесь уместно применять.У Турции и Ирана принципиально разные взгляды на региональные событияУ Турции и Ирана два принципиально разных взгляда на нарождающийся новый миропорядок. Иран сейчас больше всего волнует именно ситуация с Соединенными Штатами. Поэтому Тегеран так болезненно реагирует и на идею так называемого "Сюникского коридора", и на то, что предложил недавно Трамп. Турция же, наоборот, спокойно "отсиделась", никак не высказывалась. Но для России, понятное дело, Турция — союзник ситуативный.А ведь это член НАТО, давайте не будем этого забывать. И перспектива того, что НАТО может продвинуться ближе к российским границам уже на Южно-Кавказском направлении, вообще на южном направлении, никого в России не устраивает и устраивать не может. Поэтому скажем так: Иран — это союзник стратегический, тогда как Турция — союзник ситуативный. Анкара была нужна, когда развивалась ситуация в Сирии. Сейчас же ситуация в Сирии для России не актуальна.Поэтому дальнейшие взаимоотношения с Турцией, скорее всего, будут переведены в более прагматичную плоскость. Что касается Ирана, то его позиция сейчас наиболее близка к Российской Федерации. И мы в Москве наверняка учитываем все эти обстоятельства и опасения, которые возникают у Тегерана в связи с тем, как развиваются события в Сирии, на Украине, на Южном Кавказе.Мы пока еще не знаем и не можем четко спрогнозировать, как и в каком виде будет развиваться координация между Москвой и Тегераном. Сейчас это, скорее всего, является государственной тайной.Ну а что касается вопросов "коридора", то, в первую очередь, экономические проблемы у нас, к счастью, зачастую решаются вне политического контекста. То есть если необходим транспортный, экономический коридор, это может быть не связано с политическими обстоятельствами. Но и старая марксистская идея о том, что все действует и "вертится" вокруг экономики, в данном случае тоже не очень работает.Диалог РФ-Тбилиси затруднен, а союзничество Москвы с Баку — только на бумагеНа самом деле изначально не было серьезных предпосылок, что в ближайшее время правительство Грузии будет как-то развивать взаимоотношения с Россией в политическом плане. Грузия никогда не откажется от идеи восстановления своей территориальной целостности. Полноценный диалог между двумя странами еще долго будет невозможен. Можно было бы хотя бы подписать договор о неприменении силы, но и от этого Грузия отказывается.В российской экспертной среде озвучиваются определенные надежды по этому поводу. Мол, они сейчас пойдут на сближение. Якобы у власти в Грузии пророссийские силы. Надо четко понимать — никаких пророссийских настроений, никакой российской партии в Грузии просто нет. Не будет и в обозримом будущем, и ничего здесь изменить нельзя.Что касается Азербайджана, то мы переживаем очень болезненный кризис в отношениях с этой страной. Кризис отчасти искусственный, потому что азербайджанская сторона прибегла к довольно странному способу его инициировать. Можно было без эмоций разобраться в произошедшем, однако без истерики не обошлось.Отношения с Азербайджаном остаются несбалансированными из-за того, что правительство Алиева поддерживает свое присутствие в определенных межгосударственных структурах. А те, в свою очередь, определяют уровень взаимоотношений с Россией. Сейчас в них никто не нуждается. Ни о каком реальном сближении в ближайшей перспективе речь не идет, если о нем вообще можно было говорить. Но посмотрим.Вероятно, в течение года мы получим какую-то новую концепцию взаимоотношений Москвы и Баку. Это будет, я бы сказал, более здоровая концепция. Из нее уйдет излишняя, искусственная постсоветская любовь, которую поддерживали в Азербайджане. И мы придем к государственным отношениям, уровень которых, скажем так, будет ниже дружественных. Впрочем, лучше так, чем оставаться в состоянии конфронтации."Дорога Трампа" — непонятный и труднореализуемый проектВероятность того, что эти два плана — "дорога Трампа" и проект Север — Юг — смогут в подобном формате хоть как-то сосуществовать, практически минимальна. На самом деле мы до сих пор не в состоянии внятно и отчётливо спрогнозировать, как будет развиваться ситуация с этим кейсом. Потому что пока лишь подписаны некие бумаги. И это, скажем честно, воспринимается в Москве довольно прохладно.Вообще это странная идея с любой точки зрения. Именно странная, потому что в Москве официально, на высоком уровне подчёркивается, что подобный формат — это частичная потеря суверенитета Армении. Это плохо объяснимый и весьма странный формат. И к этому нужно вырабатывать новое отношение.Пока в Москве не видели итоговых документов и непонятно, насколько вообще правительству Пашиняна удастся имплементировать на земле все эти предварительные договорённости.Именно поэтому мы пока не можем адекватно оценить этот документ. А пока и в экспертном сообществе, и в некоторых властных кабинетах я вижу лишь одно — негативную реакцию на этот проект.С другой стороны, видимо, следует подождать дальнейшего развития событий, чтобы сформулировать новую концепцию отношений. Трампа преподносят как некоего спасителя — мол, Америка раньше ничего не делала, а теперь решила сделать. Трамп настойчиво примеряет на себя роль миротворца, хотя это пока еще нигде не сработало. Видим лишь совершенно невнятную бумагу с проектом, который очень тяжело будет реализовать.
москва
сша
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/1a/92742060_230:0:2939:2032_1920x0_80_0_0_1cc4335bab7e2e988880aacba314cf04.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
аналитика, политика, армения, новости армения, россия, москва, южный кавказ, сша
аналитика, политика, армения, новости армения, россия, москва, южный кавказ, сша
Южный Кавказ не может уйти для России в тень даже на фоне конфликта на Украине
22:10 26.08.2025 (обновлено: 12:10 27.08.2025) Гость авторского проекта Армана Ванескегяна "На самом деле", российский историк, политолог и журналист Евгений Крутиков, представил в эфире радио Sputnik Армения анализ событий в регионе Южного Кавказа. Ниже приводим точку зрения нашего собеседника — от первого лица.
В случае с Южным Кавказом необходимы другие подходы
Если отталкиваться от совокупности событий, происходящих не только на Южном Кавказе, но и на глобальной геополитической площадке, то приходится констатировать: влияние России реально снижается. Связано это прежде всего с тем, что американская дипломатия ещё с 1991 года ставила перед собой цель уменьшить влияние России на всём постсоветском пространстве.
Делали американцы это целых 30 лет без остановки, и усилия эти в итоге не могли не дать своих плодов. Работы велись и по армянскому кейсу, и по Южному Кавказу в целом. И сейчас мы вынуждены констатировать, что то влияние России, которое сохранялось на постсоветском пространстве, стало, если можно так выразиться, "схлопываться". Причин тому много, и причины эти отнюдь не только (и не столько) внутрироссийского характера.
Если же говорить о данном моменте, то изначально следует понимать: снижение уровня российского влияния не имеет никакого отношения к тому, что происходит в зоне СВО. То есть цели и задачи России на Южном Кавказе не могут стать второстепенными для Москвы из-за Украины. Это противоречило бы самим принципам российской дипломатии. Не может одно направление — та же Украина — быть важнее, чем другое, в данном случае Южный Кавказ.
Причина здесь в общем комплексе проблем, а не в нехватке, скажем, потенциала у России или в том, что она считает какие-то направления менее важными. Все важно. И ресурсов хватает, если их правильно распределять. Другое дело, что в случае с Южным Кавказом, наверное, необходим специфический подход, который, видимо, пока окончательно не проработан. А сформулировать эти новые подходы мешает очень сложная ситуация в мире.
России нужно пересмотреть или даже переоценить свою роль в регионе, а также методы и средства, которые здесь уместно применять.
У Турции и Ирана принципиально разные взгляды на региональные события
У Турции и Ирана два принципиально разных взгляда на нарождающийся новый миропорядок. Иран сейчас больше всего волнует именно ситуация с Соединенными Штатами. Поэтому Тегеран так болезненно реагирует и на идею так называемого "Сюникского коридора", и на то, что предложил недавно Трамп. Турция же, наоборот, спокойно "отсиделась", никак не высказывалась. Но для России, понятное дело, Турция — союзник ситуативный.
А ведь это член НАТО, давайте не будем этого забывать. И перспектива того, что НАТО может продвинуться ближе к российским границам уже на Южно-Кавказском направлении, вообще на южном направлении, никого в России не устраивает и устраивать не может. Поэтому скажем так: Иран — это союзник стратегический, тогда как Турция — союзник ситуативный. Анкара была нужна, когда развивалась ситуация в Сирии. Сейчас же ситуация в Сирии для России не актуальна.
Поэтому дальнейшие взаимоотношения с Турцией, скорее всего, будут переведены в более прагматичную плоскость. Что касается Ирана, то его позиция сейчас наиболее близка к Российской Федерации. И мы в Москве наверняка учитываем все эти обстоятельства и опасения, которые возникают у Тегерана в связи с тем, как развиваются события в Сирии, на Украине, на Южном Кавказе.
Мы пока еще не знаем и не можем четко спрогнозировать, как и в каком виде будет развиваться координация между Москвой и Тегераном. Сейчас это, скорее всего, является государственной тайной.
Ну а что касается вопросов "коридора", то, в первую очередь, экономические проблемы у нас, к счастью, зачастую решаются вне политического контекста. То есть если необходим транспортный, экономический коридор, это может быть не связано с политическими обстоятельствами. Но и старая марксистская идея о том, что все действует и "вертится" вокруг экономики, в данном случае тоже не очень работает.
Диалог РФ-Тбилиси затруднен, а союзничество Москвы с Баку — только на бумаге
На самом деле изначально не было серьезных предпосылок, что в ближайшее время правительство Грузии будет как-то развивать взаимоотношения с Россией в политическом плане. Грузия никогда не откажется от идеи восстановления своей территориальной целостности. Полноценный диалог между двумя странами еще долго будет невозможен. Можно было бы хотя бы подписать договор о неприменении силы, но и от этого Грузия отказывается.
В российской экспертной среде озвучиваются определенные надежды по этому поводу. Мол, они сейчас пойдут на сближение. Якобы у власти в Грузии пророссийские силы. Надо четко понимать — никаких пророссийских настроений, никакой российской партии в Грузии просто нет. Не будет и в обозримом будущем, и ничего здесь изменить нельзя.
Что касается Азербайджана, то мы переживаем очень болезненный кризис в отношениях с этой страной. Кризис отчасти искусственный, потому что азербайджанская сторона прибегла к довольно странному способу его инициировать. Можно было без эмоций разобраться в произошедшем, однако без истерики не обошлось.
Отношения с Азербайджаном остаются несбалансированными из-за того, что правительство Алиева поддерживает свое присутствие в определенных межгосударственных структурах. А те, в свою очередь, определяют уровень взаимоотношений с Россией. Сейчас в них никто не нуждается. Ни о каком реальном сближении в ближайшей перспективе речь не идет, если о нем вообще можно было говорить. Но посмотрим.
Вероятно, в течение года мы получим какую-то новую концепцию взаимоотношений Москвы и Баку. Это будет, я бы сказал, более здоровая концепция. Из нее уйдет излишняя, искусственная постсоветская любовь, которую поддерживали в Азербайджане. И мы придем к государственным отношениям, уровень которых, скажем так, будет ниже дружественных. Впрочем, лучше так, чем оставаться в состоянии конфронтации.
"Дорога Трампа" — непонятный и труднореализуемый проект
Вероятность того, что эти два плана — "дорога Трампа" и проект Север — Юг — смогут в подобном формате хоть как-то сосуществовать, практически минимальна. На самом деле мы до сих пор не в состоянии внятно и отчётливо спрогнозировать, как будет развиваться ситуация с этим кейсом. Потому что пока лишь подписаны некие бумаги. И это, скажем честно, воспринимается в Москве довольно прохладно.
Вообще это странная идея с любой точки зрения. Именно странная, потому что в Москве официально, на высоком уровне подчёркивается, что подобный формат — это частичная потеря суверенитета Армении. Это плохо объяснимый и весьма странный формат. И к этому нужно вырабатывать новое отношение.
Пока в Москве не видели итоговых документов и непонятно, насколько вообще правительству Пашиняна удастся имплементировать на земле все эти предварительные договорённости.
Именно поэтому мы пока не можем адекватно оценить этот документ. А пока и в экспертном сообществе, и в некоторых властных кабинетах я вижу лишь одно — негативную реакцию на этот проект.
С другой стороны, видимо, следует подождать дальнейшего развития событий, чтобы сформулировать новую концепцию отношений. Трампа преподносят как некоего спасителя — мол, Америка раньше ничего не делала, а теперь решила сделать. Трамп настойчиво примеряет на себя роль миротворца, хотя это пока еще нигде не сработало. Видим лишь совершенно невнятную бумагу с проектом, который очень тяжело будет реализовать.