https://am.sputniknews.ru/20250827/skolko-armeniya-zarabotaet-pri-polnom-kontrole-nad-dorogoy-cherez-syunik-otsenka-eksperta-92805394.html
Сколько Армения заработает при полном контроле над дорогой через Сюник? Оценка эксперта
Сколько Армения заработает при полном контроле над дорогой через Сюник? Оценка эксперта
Sputnik Армения
В красивой обертке — "разблокирование дорог" и "открытие коммуникаций" —Турция и Азербайджан реализуют свои глобальные цели, полагает экономист. 27.08.2025, Sputnik Армения
2025-08-27T22:42+0400
2025-08-27T22:42+0400
2025-08-27T23:29+0400
армения
новости армения
аналитика
политика
зангезур
коридор
сюник
экономист
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/1b/92796894_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_7b31cd9951fd9fc8a8cada5f6e72171c.jpg
ЕРЕВАН, 27 авг — Sputnik. Армения сможет заработать максимум $80-100 млн на разблокировке коммуникаций с Азербайджаном и Турцией, если будет получать выгоду "по полной". Но это в том случае, если общий товарооборот будет на уровне 15 млн тонн в год, как об этом заявляют в Баку и Анкаре, а в распоряжении Армении будут рычаги контроля над дорогой через Сюник. В интервью Sputnik Армения такое мнение высказал экономист Айк Фарманян.Он также добавил, что это намного меньше, чем утверждают власти Армении, и ни о каких многомиллиардных инвестициях не может быть и речи.Несколько дней назад в Турции с большой помпой прошла церемония закладки железнодорожной линии Карс — Игдир — Аралик — Дилуджу. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что проект имеет стратегическое значение для Южного Кавказа и станет "проектом мира" для региона. По его словам, с реализацией всех элементов проекта экономическое сотрудничество между Турцией, Азербайджаном и Арменией приобретет новое измерение.Наш собеседник серьезно сомневается не только в использовании Арменией железной дороги, строительство которой начато турецкой стороной, но и в перспективах строительства какой-либо новой железной дороги на армянской территории.Что касается перспектив железной дороги из Армении в Россию по территории Азербайджана, то здесь, прежде всего, следует рассмотреть структуру импортируемых товаров. В основном это пшеница, энергоносители, металлоконструкции, стройматериалы — то есть составные части тяжелой промышленности, в себестоимости которых транспортные расходы составляют всего 15%. И при транспортировке по ж/д через Азербайджан себестоимость (по сравнению с дорогой через Грузию — ред.) снизится на 10% от этих 15%. По оценке эксперта, это ничтожно малые цифры для того, чтобы бизнес ощутил преимущества от этой логистики.К железной дороге, строящейся на территории Турции, по его оценке, Армения вообще не будет иметь никакого отношения. Что же касается железной дороги, которая будет проложена через территорию Азербайджана в Россию, то практического значения для Армении она не будет иметь. Соответственно, экономист называет обманом утверждения о том, что это создаст новые экономические возможности для Армении.По словам Фарманяна, то же самое относится и к транзитной дороге, которая будет проходить через Сюник, так называемому "Маршруту Трампа". В этом случае все будет зависеть от его статуса, который пока остается крайне неопределенным, а озвученные заявления пока что противоречивы."Практические выгоды, как правило, возникают от эксплуатации инфраструктуры, дорожных налогов, транзитных сборов, но при одном условии — наличии контроля. Если же Армения не будет участвовать во всем этом, будет лишена каких-либо рычагов контроля, то говорить о преимуществах бессмысленно", – считает собеседник Sputnik Армения.Что касается "открытия дорог", "разблокирование коммуникаций", то, на взгляд Фарманяна, под красочной оберткой в данном случае Турция и Азербайджан реализуют свои глобальные цели.Кроме того, за 30 лет наши логистические схемы изменились, и армянские бизнесмены уже давно экспортируют местные товары автомобильным транспортом, говорит экономист.Лидеры Армении и Азербайджана – Никол Пашинян и Ильхам Алиев – подписали 8 августа в Вашингтоне совместную декларацию, которую также закрепил своей подписью в качестве свидетеля президент США Дональд Трамп. Согласно декларации, Армения предоставит США на 99 лет эксклюзивные права на развитие "Маршрута Трампа ради международного мира и процветания" (TRIPP) — дороги (которая будет действовать по армянскому законодательству) между Нахиджеваном и "материковым" Азербайджаном через Сюникскую область. Американская сторона планирует передать землю в субаренду консорциуму, ответственному за инфраструктуру и управление. Главы МИД двух стран также подписали совместное обращение о закрытии Минской группы ОБСЕ и связанных с ней структур. Позже МИД Армении и Азербайджана опубликовали текст будущего мирного соглашения.
зангезур
сюник
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/1b/92796894_89:0:1512:1067_1920x0_80_0_0_c9690a301b32d0f0f5ba5879bba48644.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, аналитика, политика, зангезур, коридор, сюник, экономист
армения, новости армения, аналитика, политика, зангезур, коридор, сюник, экономист
Сколько Армения заработает при полном контроле над дорогой через Сюник? Оценка эксперта
22:42 27.08.2025 (обновлено: 23:29 27.08.2025) В красивой обертке — "разблокирование дорог" и "открытие коммуникаций" —Турция и Азербайджан реализуют свои глобальные цели, полагает экономист.
ЕРЕВАН, 27 авг — Sputnik. Армения сможет заработать максимум $80-100 млн на разблокировке коммуникаций с Азербайджаном и Турцией, если будет получать выгоду "по полной". Но это в том случае, если общий товарооборот будет на уровне 15 млн тонн в год, как об этом заявляют в Баку и Анкаре, а в распоряжении Армении будут рычаги контроля над дорогой через Сюник. В интервью
Sputnik Армения такое мнение высказал экономист Айк Фарманян.
Он также добавил, что это намного меньше, чем утверждают власти Армении, и ни о каких многомиллиардных инвестициях не может быть и речи.
Несколько дней назад в Турции с большой помпой прошла церемония закладки железнодорожной линии Карс — Игдир — Аралик — Дилуджу. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что проект имеет стратегическое значение для Южного Кавказа и станет "проектом мира" для региона. По его словам, с реализацией всех элементов проекта экономическое сотрудничество между Турцией, Азербайджаном и Арменией приобретет новое измерение.
Наш собеседник серьезно сомневается не только в использовании Арменией железной дороги, строительство которой начато турецкой стороной, но и в перспективах строительства какой-либо новой железной дороги на армянской территории.
Что касается перспектив железной дороги из Армении в Россию по территории Азербайджана, то здесь, прежде всего, следует рассмотреть структуру импортируемых товаров. В основном это пшеница, энергоносители, металлоконструкции, стройматериалы — то есть составные части тяжелой промышленности, в себестоимости которых транспортные расходы составляют всего 15%. И при транспортировке по ж/д через Азербайджан себестоимость (по сравнению с дорогой через Грузию — ред.) снизится на 10% от этих 15%. По оценке эксперта, это ничтожно малые цифры для того, чтобы бизнес ощутил преимущества от этой логистики.
"То же самое касается и железной дороги через Азербайджан в Россию, от которой, как утверждают власти, Армения получит выгоду. Прежде всего мы должны спросить себя: что мы производим, что экспортируем, какие продукты можно будет импортировать таким образом, и в чем заключаются наши практические преимущества", – отмечает экономист.
К железной дороге, строящейся на территории Турции, по его оценке, Армения вообще не будет иметь никакого отношения. Что же касается железной дороги, которая будет проложена через территорию Азербайджана в Россию, то практического значения для Армении она не будет иметь. Соответственно, экономист называет обманом утверждения о том, что это создаст новые экономические возможности для Армении.
По словам Фарманяна, то же самое относится и к транзитной дороге, которая будет проходить через Сюник, так называемому "Маршруту Трампа". В этом случае все будет зависеть от его статуса, который пока остается крайне неопределенным, а озвученные заявления пока что противоречивы.
"Практические выгоды, как правило, возникают от эксплуатации инфраструктуры, дорожных налогов, транзитных сборов, но при одном условии — наличии контроля. Если же Армения не будет участвовать во всем этом, будет лишена каких-либо рычагов контроля, то говорить о преимуществах бессмысленно", – считает собеседник Sputnik Армения.
Что касается "открытия дорог", "разблокирование коммуникаций", то, на взгляд Фарманяна, под красочной оберткой в данном случае Турция и Азербайджан реализуют свои глобальные цели.
"Армения ничего не выигрывает от открытия железнодорожной линии Карс — Игдир — Аралик — Дилудж. Турция и Азербайджан обеспечивают связь друг с другом, реализуют свою вековую мечту. Более того, не имея контроля над дорогой, проходящей через её территорию, Армения оказывается в гораздо более опасной ситуации — под серьёзной угрозой блокады", — отмечает Фарманян.
Кроме того, за 30 лет наши логистические схемы изменились, и армянские бизнесмены уже давно экспортируют местные товары автомобильным транспортом, говорит экономист.
Лидеры Армении и Азербайджана – Никол Пашинян и Ильхам Алиев – подписали 8 августа в Вашингтоне совместную декларацию, которую также закрепил своей подписью в качестве свидетеля президент США Дональд Трамп. Согласно декларации, Армения предоставит США на 99 лет эксклюзивные права на развитие "Маршрута Трампа ради международного мира и процветания" (TRIPP) — дороги (которая будет действовать по армянскому законодательству) между Нахиджеваном и "материковым" Азербайджаном через Сюникскую область. Американская сторона планирует передать землю в субаренду консорциуму, ответственному за инфраструктуру и управление. Главы МИД двух стран также подписали совместное обращение о закрытии Минской группы ОБСЕ и связанных с ней структур. Позже МИД Армении и Азербайджана опубликовали текст будущего мирного соглашения.