https://am.sputniknews.ru/20250829/istoricheskiy-kurz-ili-tayna-dat-oshakanskogo-srazheniya-92904366.html
Исторический курьёз, или Тайна дат Ошаканского сражения
Исторический курьёз, или Тайна дат Ошаканского сражения
Sputnik Армения
Во второй раз в августе российские военные и пограничники, несущие службу в Армении, а также духовенство Ереванско-армянской Епархии РПЦ почтили память героев... 29.08.2025, Sputnik Армения
2025-08-29T20:03+0400
2025-08-29T20:03+0400
2025-08-29T21:09+0400
армения
новости армения
россия
ошакан
эчмиадзин
битва
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/1d/92898148_0:0:1892:1064_1920x0_80_0_0_9109c8a6a9a78c973e6c5b03bf0797f3.jpg
После панихиды и возложения цветов к мемориалу, установленному ещё в начале 30-х годов ХIХ века недалеко от Первопрестольного Эчмиадзина, протоиерей Арсений Григорянц раскрыл собравшимся простую и в тоже время весьма существенную подробность: почему у битвы при Ошакане две даты, но сегодняшняя — более календарно актуальна.Для сравнения он привел два общеизвестных факта: день рождения Пушкина и дату социалистической революции. По записи в метрической книге поэт родился 27 мая, но его ДР принято праздновать 6 июня, а в советском календаре 7 ноября считалось "днём Великого Октября", потому что по старому стилю Зимний дворец был взят 25 октября. Впрочем, вне зависимости от количества дат, героическое значение Ошаканской битвы в истории не меняется. У памятника героям протоиерей Арсений в деталях описал события давно минувших лет.…Лето 1827 года, когда корпус генерала Красовского подошёл осаждать Эриванскую крепость и дожидался прибытия тяжёлых орудий, было изнурительно жарким. В тени зашкаливало за сорок, а на солнце — за пятьдесят градусов. Примерно до трети личного состава оказались в госпиталях из-за дизентерии и лихорадки. Тогда Красовский решил отойти к Эчмиадзину, где оставил 700 больных и 500 здоровых бойцов, две пушки на монастырских башнях, и двинул дальше, к Апарану. Там было прохладно, а главное — множество родников.Прознав об отходе основных сил русских, неприятель сразу же большими силами выдвинулся к Эчмиадзину. Эриванский наместник Хуссейн-хан направил послов к коменданту с предложением оставить Первопрестольный без боя и уйти к своим. В ответ с башни монастырского комплекса прозвучал пушечный выстрел, означавший, что ворота им никто не откроет и сдаваться никто не будет, а к генералу Красовскому в Апаран из Эчмиадзина послали гонцов с вестью об опасности…В последующие дни к Эчмиадзину стягиваются 25-тысячное персидское войско наследного принца Аббаса-мирзы и 5-тысячная армия его военачальника Юсуф-хана, руководившего осадными работами. По их замыслу, они должны были захватить слабозащищённый Эчмиадзин, а потом маршем через Гюмри войти в Грузию, разграбить Тифлис и уйти на территорию современного Азербайджана. Командиру русского гарнизона в Эчмиадзине ещё раз предлагают сдаться в обмен на высокую должность и "золотые горы".Перед битвой Нерсес Аштарекеци вынес на молитву хранящийся в кафедральном соборе наконечник копья "Святой Гегард" — христианскую реликвию, которой, по преданию, пронзили ребра распятого Иисуса Христа.Даже раненые солдаты из госпиталя буквально приползали молиться: все понимали, что предстоит неравная схватка. Силы Красовского вместе с армянскими ополченцами и грузинскими добровольцами составляли около трёх тысяч человек пешими, конными и артиллерией. Позже граф Паскевич-Эриванский в своих рапортах и письмах осуждающе назовёт поступок генерала Красовского безумием.Обращаясь к своим воинам, Красовский сказал, что сила не в количестве, а в мужестве, стойкости и вере в победу. В ходе сражения русские войска и армяно-грузинское ополчение проявили образцовую слаженность и тактическую грамотность. Один из артиллеристов противника был армянином и когда он увидел, что русский отряд окружают, развернул орудие и открыл огонь по сарбазам. Сражение закончилось прямо перед стенами Эчмиадзина. Пятеро стрелков сражались до последнего выстрела и умерли, прикрывая товарищей, не от ран, а от истощения организма, от жажды…По словам протоиерея, имена всех погибших известны. Их было одна тысяча сто тридцать один солдат и двадцать четыре офицера. В ночь после битвы деморализованный неприятель отошёл от стен Эчмиадзина. По донесениям в ставку русского командования, противник понёс троекратные потери. Это было самое кровопролитное сражение русско-персидской войны 1826 – 1828 гг…Через три года после битвы уже престарелый Католикос Ефрем I Дзорагехци написал прошение императору об установлении памятника в честь героев. Сам Ефрем I не дожил до этого события, а новым Католикосом стал участник сражения при Ошакане — Нерсес Аштаракеци. С тех пор армянское духовенство ежегодно в этот день проходило крестным ходом от Эчмиадзина к мемориалу…
ошакан
эчмиадзин
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/1d/92898148_380:0:1799:1064_1920x0_80_0_0_e588dd726b8846bb0340f339bdc32698.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, россия, ошакан, эчмиадзин, битва
армения, новости армения, россия, ошакан, эчмиадзин, битва
Исторический курьёз, или Тайна дат Ошаканского сражения
20:03 29.08.2025 (обновлено: 21:09 29.08.2025) Во второй раз в августе российские военные и пограничники, несущие службу в Армении, а также духовенство Ереванско-армянской Епархии РПЦ почтили память героев Ошаканской битвы 1827 года.
После панихиды и возложения цветов к мемориалу, установленному ещё в начале 30-х годов ХIХ века недалеко от Первопрестольного Эчмиадзина, протоиерей Арсений Григорянц раскрыл собравшимся простую и в тоже время весьма существенную подробность: почему у битвы при Ошакане две даты, но сегодняшняя — более календарно актуальна.
"Событие произошло 29 августа по новому стилю, но так сложилось, что до сих пор основные поминальные мероприятия здесь проводятся 17 августа, по старому стилю. Просто произошел исторический курьёз", — говорит отец Арсений.
Для сравнения он привел два общеизвестных факта: день рождения Пушкина и дату социалистической революции. По записи в метрической книге поэт родился 27 мая, но его ДР принято праздновать 6 июня, а в советском календаре 7 ноября считалось "днём Великого Октября", потому что по старому стилю Зимний дворец был взят 25 октября. Впрочем, вне зависимости от количества дат, героическое значение Ошаканской битвы в истории не меняется. У памятника героям протоиерей Арсений в деталях описал события давно минувших лет.
…Лето 1827 года, когда корпус генерала Красовского подошёл осаждать Эриванскую крепость и дожидался прибытия тяжёлых орудий, было изнурительно жарким. В тени зашкаливало за сорок, а на солнце — за пятьдесят градусов. Примерно до трети личного состава оказались в госпиталях из-за дизентерии и лихорадки. Тогда Красовский решил отойти к Эчмиадзину, где оставил 700 больных и 500 здоровых бойцов, две пушки на монастырских башнях, и двинул дальше, к Апарану. Там было прохладно, а главное — множество родников.
Прознав об отходе основных сил русских, неприятель сразу же большими силами выдвинулся к Эчмиадзину. Эриванский наместник Хуссейн-хан направил послов к коменданту с предложением оставить Первопрестольный без боя и уйти к своим. В ответ с башни монастырского комплекса прозвучал пушечный выстрел, означавший, что ворота им никто не откроет и сдаваться никто не будет, а к генералу Красовскому в Апаран из Эчмиадзина послали гонцов с вестью об опасности…
В последующие дни к Эчмиадзину стягиваются 25-тысячное персидское войско наследного принца Аббаса-мирзы и 5-тысячная армия его военачальника Юсуф-хана, руководившего осадными работами. По их замыслу, они должны были захватить слабозащищённый Эчмиадзин, а потом маршем через Гюмри войти в Грузию, разграбить Тифлис и уйти на территорию современного Азербайджана. Командиру русского гарнизона в Эчмиадзине ещё раз предлагают сдаться в обмен на высокую должность и "золотые горы".
"Он ответил, что русские не продаются. А если хотите забрать Эчмиадзин, то приходите как мужчины, с оружием. Посмотрим, что из этого выйдет. А архиепископ Эчмиадзина и будущий Католикос Нерсес Аштаракеци, также получивший тайное послание, сказал, что Эчмиадзин хранится Богом и пусть попробуют зайти и взять", — отмечает священнослужитель.
Перед битвой Нерсес Аштарекеци вынес на молитву хранящийся в кафедральном соборе наконечник копья "Святой Гегард" — христианскую реликвию, которой, по преданию, пронзили ребра распятого Иисуса Христа.
Даже раненые солдаты из госпиталя буквально приползали молиться: все понимали, что предстоит неравная схватка. Силы Красовского вместе с армянскими ополченцами и грузинскими добровольцами составляли около трёх тысяч человек пешими, конными и артиллерией. Позже граф Паскевич-Эриванский в своих рапортах и письмах осуждающе назовёт поступок генерала Красовского безумием.
Обращаясь к своим воинам, Красовский сказал, что сила не в количестве, а в мужестве, стойкости и вере в победу. В ходе сражения русские войска и армяно-грузинское ополчение проявили образцовую слаженность и тактическую грамотность.
"Красовский лично несколько раз поднимал солдат в штыковую атаку, чтобы защитить орудия. Трижды под ним убивали коня, осколок раздробил ключицу, и он потом писал в своих воспоминаниях, что должен был держаться, как будто ничего не случилось, чтобы боевой дух воинства не падал", — сказал протоиерей.
Один из артиллеристов противника был армянином и когда он увидел, что русский отряд окружают, развернул орудие и открыл огонь по сарбазам. Сражение закончилось прямо перед стенами Эчмиадзина. Пятеро стрелков сражались до последнего выстрела и умерли, прикрывая товарищей, не от ран, а от истощения организма, от жажды…
По словам протоиерея, имена всех погибших известны. Их было одна тысяча сто тридцать один солдат и двадцать четыре офицера. В ночь после битвы деморализованный неприятель отошёл от стен Эчмиадзина. По донесениям в ставку русского командования, противник понёс троекратные потери. Это было самое кровопролитное сражение русско-персидской войны 1826 – 1828 гг…
"Почему об этом надо помнить и говорить? Потому что сейчас пытаются переделать историю, начинают рассказывать какие-то небылицы. Появилось даже слово "аннексия". О какой "аннексии" идет речь, когда земля армянского народа в те годы веками находилась под властью пришлых завоевателей?" — подчеркнул отец Арсений.
Через три года после битвы уже престарелый Католикос Ефрем I Дзорагехци написал прошение императору об установлении памятника в честь героев. Сам Ефрем I не дожил до этого события, а новым Католикосом стал участник сражения при Ошакане — Нерсес Аштаракеци. С тех пор армянское духовенство ежегодно в этот день проходило крестным ходом от Эчмиадзина к мемориалу…