Новые реалии на Южном Кавказе – новые условия для трех игроков: российский эксперт

© SputnikВасилий Колташов
Василий Колташов - Sputnik Армения, 1920, 23.09.2025
Подписаться
Мы наблюдаем качественно новый этап взаимоотношений и изменений на Южном Кавказе, и происходит это под прямым влиянием США, отмечает политолог и экономист, руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов в эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения.

Армянский фактор и новые реалии в регионе, с которыми Россия не справилась

"Новая реальность в регионе — это восстановление взаимоотношений и подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Как ни парадоксально, в итоге эта ситуация может привести к тому, что если в регионе разразится вооруженный конфликт между Россией и Азербайджаном, то Армения, считающаяся замирённой с соседом в силу американских гарантий, может стать своеобразной опорой для Баку", — говорит политолог.
Образовывается совершенно новая схема взаимоотношений в регионе, и в этой схеме нет места России. Колташов думает, что в итоге Армения укажет на дверь и российской военной базе, расквартированной в Гюмри. Официальный Ереван уже сделал достаточно много шагов, чтобы резко сократить торгово-экономический оборот с Россией. Касается это, кстати, и Азербайджана: сейчас там тоже наблюдается ощутимый спад.
"Эти явления могут свидетельствовать о том, что в регионе на экономику и торговые обороты уже начали влиять политические изменения, причем в достаточно активном режиме. А ведь очевидно, что в экономику изменения приходят лишь тогда, когда в политической сфере все уже решено окончательно и бесповоротно. То есть сейчас обо всем этом уже можно говорить как о свершившемся факте. И это не самый успешный расклад сил для России”, — говорит эксперт.
Российская дипломатия на этом этапе не смогла решить задачи, которые перед ней были поставлены на Южном Кавказе. Во всяком случае, не смогла разрешить противоречия хотя бы так, чтобы ситуация не перешла в нынешний критический режим. Можно предположить, что задача была конкретная — любой ценой избежать вооруженного конфликта в регионе, а также втягивания России в него в любом формате, говорит Колташов.

Азербайджан: резкий рост населения грозит социальным взрывом

"Азербайджан находится в тесных контактах с британцами, и в этом плане на него трудно сейчас рассчитывать. Но ведь раньше считалось, что России с Азербайджаном можно было хотя бы как-то договориться, получить какие-то гарантии. Во всяком случае принято было считать, что Баку является центром принятия собственных решений, на уровне своих национальных и государственных интересов", — утверждает Колташов.
Однако вся игра нынешнего руководства этой страны показывает, что для него гораздо важнее, какие преференции оно может получить от союза с Западом. И при таком раскладе для Азербайджана складывается весьма интересная, где-то даже уникальная ситуация, поскольку его позицию следует рассматривать в первую очередь в контексте резкого роста численности населения страны, уверен политолог-экономист.

"Наличие большого количества молодежи – это проблема, с которой сейчас вынужден бороться официальный Баку, — говорит Колташов. – Эта опасность реально чревата социальным взрывом по модели арабских революций. Там много молодежи, преимущественно мужчин, для которых нет никаких перспектив. Они начинают бунтовать, попадают под влияние различных организаций оппозиционного, а то и фундаменталистского религиозного толка".

А подобный всплеск недовольства, по словам политолога, может в итоге повлечь за собой падение правящего режима и даже обрушение всей системы политических и социальных отношений. Конечно, не исключено, что официальные власти где-то рассчитывают использовать эту силу еще и в весьма вероятном вооруженном противостоянии с Россией — есть там такие горячие головы, добавляет Колташов.

Грузии предстоит пережить конфликт поколений и глубокое разочарование

С руководством Грузии определенные контакты Россия имеет. Но это отнюдь не то, что можно было бы назвать тесными взаимоотношениями, взаимным доверием и так далее. Эти контакты во многом построены на трезвости грузинских властей, которые не поддались на американскую провокацию, не приняли правил западной игры. Правда, начали ломать у себя внутри американскую агентуру с большим опозданием, считает Колташов.
Сейчас в Грузии мы видим конфликт поколений, отмечает эксперт. Там ведь было запрещено изучение русского языка в школах, что создает серьезные проблемы для молодежи. Среднее поколение, например, знающее русский язык, чувствует себя достаточно комфортно. И надолго, и временно выезжает в Россию, находит источники для заработка. У молодежи, прошедшей обучение уже в нынешних условиях, этих возможностей попросту нет.
"Грузинская молодежь не умеет встраиваться в нынешние реалии. Чувствует себя комфортно только в западном, англоязычном мире, — утверждает политолог. — А ведь на Западе есть избыток собственной молодежи, которой тоже трудно встраиваться уже в тамошние реалии. А для грузинской остается мечта о том, что будет Евросоюз, который наполнит карманы, насытит желудки, наполнит счастьем головы. За это и бились на улицах, и спорили на кухнях".
Колташов утверждает, что грузинское общество не может стать воротами, входом на Южный Кавказ для России. Это сложная, проблемная структура, которой еще предстоит разобраться с тяжелым наследием тех фантазий, семена которых посеял еще Саакашвили. Фантазий о глобальных экономических ожиданиях, о грузинском экономическом чуде, которое в итоге не случилось. Ни тебе инвестиций, ни тебе собственной фондовой биржи и т.д.
Лента новостей
0