https://am.sputniknews.ru/20250929/voennyy-patsifizm-kak-paradoks-realnoy-armenii-94025824.html
Военный пацифизм, как парадокс "реальной Армении"
Военный пацифизм, как парадокс "реальной Армении"
Sputnik Армения
Сокращение военных расходов — предвестник катастрофы для армянской государственности, отмечает колумнист "Sputnik Армения" Арман Абовян. 29.09.2025, Sputnik Армения
2025-09-29T23:56+0400
2025-09-29T23:56+0400
2025-09-30T00:33+0400
армения
новости армения
аналитика
колумнисты
политика
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/09/92159009_0:0:1600:901_1920x0_80_0_0_dc9a6be329c0fd207f9e98f6df347993.jpg
Итак... 25 сентября 2025 года кабинет министров Армении утвердил проект государственного бюджета на 2026 год, в котором предусмотрел сокращение ассигнований на оборону примерно на 100 млрд драмов (около $260 млн) — с уровня 664–665 млрд драмов в 2025 году до 560–563 млрд драмов ($1.44–1.47 млрд) в 2026-м (сокращение на 15–16%).Сразу оговоримся, эта цифра — не техническая мелочь: уменьшение бюджета на сто миллиардов драмов воспринимается не только как изменение стратегического курса на повышение "выживаемости" Армении, а является однозначным исполнением азербайджанского "наказа" по демилитаризации Армении.Почему это совпадает с логикой требований Баку и несет прямую угрозу физическому существованию Армении?Судите сами.В сумме: если одна сторона (Баку) последовательно повышает военные расходы и предъявляет условия, которые де-факто ограничивают военную и политическую свободу действий Армении, а в это же время другая сторона (Ереван) сокращает финансирование армии, то логическая связь между этими событиями очевидна.Снижение расходов на оборону со стороны пашиняновской власти создаёт именно тот вакуум силы и гарантий, который упрощает осуществление требований Азербайджана по поэтапному демонтажу Армении.На этом фоне не иначе, как издевкой звучат аргументы пашиняновских властей, которые объясняют сокращение расходов на оборону как переход от "временных, экстраординарных расходов 2025 года" к плановому финансированию.Но даже формулировка "переход от экстренного финансирования к плановому" не снимает накопившихся проблем. Соотношение сил критически укрепляется в пользу Азербайджана, у которого хватает и финансовых ресурсов, и политической воли для продолжения наращивания сил; это документально отражено в азербайджанских бюджетных планах и заявлениях.Причем, не урегулированы ключевые риски для Армении: требования Баку (конституционные изменения, контроль транспортных коридоров, отказ армян от своей национальной идентичности и т.д.), по сути, меняют статус-кво так, что все механизмы самообороны Армении перестают работать.Любой курсант военной академии в любой стране, как аксиому, скажет: уменьшение военного бюджета страны при наращивании военного потенциала агрессивных "соседей" одновременно снижает военный, стратегический, оперативный и психологический потенциал сдерживания возможной агрессии.Есть ещё один "бархатный" аргумент, который скорее подходит для людей, обделенных интеллектом, и он звучит так: сокращение военного бюджета Армении — это реакция на якобы наступивший "мир".Почему сокращение — это "мир", а не наоборот — предвестник грядущей войны?Власти могут по сто раз на дню утверждать, что "мир уже наступил" и острая фаза завершена.Однако факты говорят о другом: действия, стратегические планы и риторика руководства Азербайджана остаются конфронтационными (высказывания Алиева и прямые призывы к нейтрализации "армянской" угрозы) — продвигается концепция демонтажа Армении с формированием на месте нашей страны "западного Азербайджана", что не оставляет сомнений в эфемерности перспектив "мир"-а в этих условиях.То есть, утверждение армянских властей о том, что резкое уменьшение возможностей армянской стороны к обороне повышает безопасность страны (мол, мы не представляем угрозы, и поэтому нас не будут атаковать) действует ровно наоборот — оно критически снижает иммунитет Армении для нейтрализации дальнейшего политического и военного давления на страну.И тут просто делаем логический вывод — сокращение армянской оборонной составляющей в такой момент — это не укрепление мира, а реализация/выполнение внешних требований, которые ослабляют позицию Армении и кардинально повышают её политическую уязвимость в переговорах.Что, в свою очередь, является предтечей грядущей катастрофы, которая при развитии ситуации в данной логике будет неизбежным итогом "мир"-а между Арменией и турецко-азербайджанским тандемом.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/08/09/92159009_0:0:1424:1067_1920x0_80_0_0_803cc94194405ef7e48f901fcf22d425.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
армения, новости армения, аналитика, колумнисты, политика
армения, новости армения, аналитика, колумнисты, политика
Военный пацифизм, как парадокс "реальной Армении"
23:56 29.09.2025 (обновлено: 00:33 30.09.2025) Сокращение военных расходов — предвестник катастрофы для армянской государственности, отмечает колумнист "Sputnik Армения" Арман Абовян.
Итак... 25 сентября 2025 года кабинет министров Армении утвердил проект государственного бюджета на 2026 год, в котором предусмотрел сокращение ассигнований на оборону примерно на 100 млрд драмов (около $260 млн) — с уровня 664–665 млрд драмов в 2025 году до 560–563 млрд драмов ($1.44–1.47 млрд) в 2026-м (сокращение на 15–16%).
Сразу оговоримся, эта цифра — не техническая мелочь: уменьшение бюджета на сто миллиардов драмов воспринимается не только как изменение стратегического курса на повышение "выживаемости" Армении, а является однозначным исполнением азербайджанского "наказа" по демилитаризации Армении.
Почему это совпадает с логикой требований Баку и несет прямую угрозу физическому существованию Армении?
Во-первых, Азербайджан продолжает наращивать военные расходы: в проекте бюджета Баку на 2026 год предусмотрено повышение оборонных и силовых расходов до уровня порядка 8–8.7 млрд манат (около $5 млрд), причём азербайджанские официальные лица напрямую связывали рост расходов с "укрощением Армении" и необходимостью постоянного военного шантажа армян.
Во-вторых, в ходе переговоров и при посредничестве (именно посредничестве) Турции Баку выдвигал условия, чётко отражённые в дипломатических требованиях (например, изменение Конституции Армении) — сразу оговорюсь, это часть более широкой повестки, направленной на критическое уменьшение военного и политического потенциала Армении.
В сумме: если одна сторона (Баку) последовательно повышает военные расходы и предъявляет условия, которые де-факто ограничивают военную и политическую свободу действий Армении, а в это же время другая сторона (Ереван) сокращает финансирование армии, то логическая связь между этими событиями очевидна.
Снижение расходов на оборону со стороны пашиняновской власти создаёт именно тот вакуум силы и гарантий, который упрощает осуществление требований Азербайджана по поэтапному демонтажу Армении.
На этом фоне не иначе, как издевкой звучат аргументы пашиняновских властей, которые объясняют сокращение расходов на оборону как переход от "временных, экстраординарных расходов 2025 года" к плановому финансированию.
Но даже формулировка "переход от экстренного финансирования к плановому" не снимает накопившихся проблем. Соотношение сил критически укрепляется в пользу Азербайджана, у которого хватает и финансовых ресурсов, и политической воли для продолжения наращивания сил; это документально отражено в азербайджанских бюджетных планах и заявлениях.
Причем, не урегулированы ключевые риски для Армении: требования Баку (конституционные изменения, контроль транспортных коридоров, отказ армян от своей национальной идентичности и т.д.), по сути, меняют статус-кво так, что все механизмы самообороны Армении перестают работать.
Любой курсант военной академии в любой стране, как аксиому, скажет: уменьшение военного бюджета страны при наращивании военного потенциала агрессивных "соседей" одновременно снижает военный, стратегический, оперативный и психологический потенциал сдерживания возможной агрессии.
Есть ещё один "бархатный" аргумент, который скорее подходит для людей, обделенных интеллектом, и он звучит так: сокращение военного бюджета Армении — это реакция на якобы наступивший "мир".
Почему сокращение — это "мир", а не наоборот — предвестник грядущей войны?
Власти могут по сто раз на дню утверждать, что "мир уже наступил" и острая фаза завершена.
Однако факты говорят о другом: действия, стратегические планы и риторика руководства Азербайджана остаются конфронтационными (высказывания Алиева и прямые призывы к нейтрализации "армянской" угрозы) — продвигается концепция демонтажа Армении с формированием на месте нашей страны "западного Азербайджана", что не оставляет сомнений в эфемерности перспектив "мир"-а в этих условиях.
То есть, утверждение армянских властей о том, что резкое уменьшение возможностей армянской стороны к обороне повышает безопасность страны (мол, мы не представляем угрозы, и поэтому нас не будут атаковать) действует ровно наоборот — оно критически снижает иммунитет Армении для нейтрализации дальнейшего политического и военного давления на страну.
И тут просто делаем логический вывод — сокращение армянской оборонной составляющей в такой момент — это не укрепление мира, а реализация/выполнение внешних требований, которые ослабляют позицию Армении и кардинально повышают её политическую уязвимость в переговорах.
Что, в свою очередь, является предтечей грядущей катастрофы, которая при развитии ситуации в данной логике будет неизбежным итогом "мир"-а между Арменией и турецко-азербайджанским тандемом.