Физика счастья: как Вардан Маркарян из Гюмри вернулся из IT в науку

© Sputnik / Aram GareginyanЗаведующий лабораторией Института прикладных проблем физики НАН Армении, кандидат физико-математических наук Вардан Маркарян
Заведующий лабораторией Института прикладных проблем физики НАН Армении, кандидат физико-математических наук Вардан Маркарян - Sputnik Армения, 1920, 12.10.2025
Подписаться
После нескольких лет работы в IT Вардан Маркарян вернулся к своему любимому делу — физике. Это возвращение не было бы возможным без поддержки жены и огромного вклада родителей.
ЕРЕВАН, 12 окт - Sputnik. За последние 20-30 лет десятки, если не сотни аспирантов и научных сотрудников в Армении ушли из науки в сферу IT. До недавнего времени обратных примеров почти не наблюдалось, но в последние годы ситуация стала меняться — в основном благодаря тому, что зарплаты научных работников выросли почти втрое, в среднем примерно с 90 до 270 тысяч драмов (чуть больше $700).
Вардан Маркарян, с которым мы побеседовали на полях ежегодного фестиваля "Неделя науки", — кандидат физико-математических наук, окончил факультет физики ЕГУ. Диссертацию защитил в Институте прикладных проблем физики Национальной академии наук Армении, где проработал несколько лет. Потом, по понятным причинам, решил перейти в сферу IT. После профильных курсов и собеседования его приняли на работу инженером по проектированию микрочипов. На этом месте он проработал около 7 лет, пока несколько месяцев назад ему не предложили рассмотреть возможность вернуться в институт.
"Моей первой реакцией было отказаться. Как это — я столько лет работал, а теперь все бросить?… Но на следующий день начал думать: а почему бы и нет? Если зарплата теперь плюс-минус сопоставима — попробую работать там, где получаю удовольствие от работы", — рассказал Вардан.

"Хорошо, но не моё"

В IT-компании была хорошая атмосфера, приятные коллеги, были и возможности для профессионального роста. Однако работа не приносила внутреннего удовлетворения.

"Приходил домой уставший и снова садился за работу, чтобы всё успеть. Есть люди, которые именно в такой работе находят самореализацию, но я чувствовал себя полуроботом. К тому же почти перестал читать научные статьи — свободное время стало для меня роскошью", — вспоминает Вардан.

Наш собеседник признается: когда бывшие однокурсники узнали о его решении вернуться в науку, то подумали, что с ним что-то не так. Один из старших коллег, тоже ушедший из науки в IT, сказал: "Не верю, что система изменилась настолько, чтобы ты мог туда вернуться". Конечно, мнение людей, в свое время прошедших через трудности работы в науке, игнорировать нельзя, говорит Вардан. Но тут же прибавляет:
"И все же в институте я чувствую себя прекрасно: мозг работает, мысль рождает тексты, эксперименты, приносит результат. Финансы тоже важны, но для меня в этом вопросе есть определенный предел, норма. И если в этом плане меня все устраивает, то лучше прожить день, а не провести его".

Кто стоит за успешным мужчиной?

Согласился бы Вардан ради любимого дела пожертвовать частью дохода, если бы был женат? Оказалось, что он уже женат и у него двое детей. Более того, он был семейным человеком, когда ушел работать в институт за скромную зарплату. Просим прощения у Вардана за публикацию таких подробностей — делаем это, чтобы напомнить, кто стоит за любым успешным мужчиной.

"Не могу не сказать о том, что огромную роль в принятии мною этого решения сыграла семья. Если бы жена сказала: "Как ты можешь бросить такую зарплату?" — не знаю, решился бы я или нет. Но она сказала: "Иди туда, где тебе хорошо, а я помогу, как смогу — справимся". Это была мощная поддержка", — говорит Вардан.

Так семья получила дополнительный бонус — отец стал проводить больше времени с детьми.
"Они у меня маленькие, физику учить им пока рано, но когда они задают вопросы о природе, я стараюсь придумать интересное объяснение, а не говорить: "Простите, дети, устал, голова болит", — сказал наш собеседник.

А кто стоит за счастливым ребёнком?

В родном для Вардана Гюмри в 90-е, в годы его детства, бедность и бытовые трудности ощущались еще острее, чем в Ереване. Но родители, видя стремление сына к учёбе, делали всё, чтобы ему ничего не мешало. В школе и во дворе сверстники часто повторяли разговоры отчаявшихся взрослых: "Живи как можешь, кому далась твоя учеба?" Родители же всячески отвлекали Вардана от этих мыслей, хотя то, чему они сами научились, казалось, никому не было нужно. Отец — инженер-строитель, мать — экономист (оба — выпускники Политеха), но от бывшего индустриального Ленинакана ничего не осталось, и тысячи специалистов кое-как зарабатывали на хлеб насущный.
"Оглядываясь назад, я понимаю: тому, что сделали мои родители, нет цены. Они взвалили на себя все бремя быта, чтобы я мог сосредоточиться на учёбе в школе, а потом — чтобы иметь возможность жить и учиться в Ереване", — говорит Вардан.

Студенты, которые не живут рилсами

Сегодня Вардан Маркарян руководит Лабораторией рентгеновской, гига- и терагерцевой томографии и спектроскопии в Институте прикладных проблем физики. В работе лаборатории участвуют магистранты и даже бакалавры.

"Мы каждый день обсуждаем задачи, решаем, что будем делать завтра, послезавтра. Поскольку у нас экспериментальная физика, результат видим сразу. Поверьте, когда вместе обсуждаем какую-то идею, а потом воплощаем ее в жизнь, они радуются не меньше меня", — рассказывает он.

Главная цель сегодня, говорит Вардан, добиться того, чтобы студенты, любящие науку, не думали о смене профессии. Он уверен: при нормальных условиях работы и достойной зарплате многие останутся.
"Мы обязаны сделать всё, чтобы они не прошли через то, через что проходили мы", — говорит молодой учёный.
К слову, в Институте прикладных проблем физики и в ряде других академических институтов Армении уже работают специалисты, которые прошли тот же путь, что и Вардан — вернулись из сферы IT в науку.
Лента новостей
0