Европейская "морковка" с турецким привкусом: к чему готовят Армению

© AP Photo / Johanna Geron, Pool Photo via APПремьер-министр Армении Никол Пашинян во время встречи Армения-ЕС-США (5 апреля 2024). Брюссель
Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время встречи Армения-ЕС-США (5 апреля 2024). Брюссель - Sputnik Армения, 1920, 20.10.2025
Подписаться
Реверансы армянских властей в сторону Запада — это тактический предвыборный ход правящей в Армении силы, который может открыть "ящик Пандоры", что чревато экономическими и геополитическими потерями для страны, отмечает колумнист Sputnik Армения Арман Абовян.
Так называемая "европейская интеграция", по сути, превращается в механизм дезинтеграции членства Армении в ЕАЭС.
Не нужно себя обманывать: политика властей в сторону фальшивой интеграции Армении в ЕС исключает членство нашей страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Москва прямо предупреждала, что курс на ЕС будет означать выход из ЕАЭС, что неизбежно приведет к катастрофическим последствиям для армянской экономики и энергетики.

Первое и очевидное объяснение подобных действий властей — электоральное

Власти готовятся к выборам, "дорога в Европу" будет одним из ударных предвыборных "бархатных" обещаний, что, по сути, является всего лишь дешёвым трюком для привлечения голосов. Недаром в обществе давно сформирован надуманный образ ЕС — "свобода", "развитая экономика", "защита прав человека". Этим образом легко спекулировать в странах бывшего СССР. При этом неважно, что реальные политические, институциональные, ментальные и географические препятствия делают быструю и безболезненную "интеграцию" Армении с ЕС априори невозможной. Но для провластной пропаганды это не помеха: главное — получить поддержку избирателя сейчас, но не отвечать за последствия завтра.

Второе — демонстрация выбора в "битве цивилизаций"

Такой выбор был бы политическим правом суверенного государства, если бы не очевидная дилемма: этот поворот противоречит стратегическим интересам Армении и армянского народа, а грозящие стране экономические и оборонные последствия оцениваются экспертами как катастрофические. Власти, похоже, готовы пренебречь экзистенциальными рисками ради политической поддержки извне — и, увы, ради внешней валидации "Гражданского договора" накануне выборов.

Третье — соответствие интересам турецко-азербайджанского тандема

Нельзя игнорировать и фактор соседей. Турция и Азербайджан, несомненно, выигрывают от разрушения традиционных систем, обеспечивающих военную и экономическую безопасность Армении благодаря союзникам, которые худо-бедно, но сохраняли концептуальную самостоятельность республики.
Политика нынешних властей, по сути, совпадает с курсом Анкары и Баку по постепенному отрыву Армении от прежних политических гарантий и интеграционных связей с Россией, что в среднесрочной перспективе делает страну очень чувствительной к военному и экономическому давлению. Это не теория заговора — это геополитическая логика, где потеря экономических рычагов и архитектуры безопасности снижает способность Армении защищать свое право на существование.

Исторический контекст и символизм

Символично и болезненно слышать тезис, что "путь в Европу проходит через турецкие дороги" — ведь армяне однажды уже проходили по "турецким дорогам" через пустыню Дейр-эз-Зор во время Геноцида.
История — не пустой звук; она показывает, что география и исторический опыт накладывают ограничения на внешнеполитические амбиции. Любые разговоры о "европейском пути", которые упускают этот контекст, — неискренни и опасны. Историческая память и внешнеполитический реализм являются ключевыми факторами для формирования адекватной внешней политики любой страны.
Напомню читателям, что 6 октября премьер-министр Никол Пашинян подписал указ о создании в Министерстве иностранных дел "Департамента европейской интеграции", выделив его из уже существующего Департамента Европы. На первый взгляд — техническая реорганизация, но на деле — политический сигнал с далеко идущими последствиями, которые рискуют превратить стратегический выбор страны в инструмент тактической игры властей перед выборами и одновременно открыть армянский "ящик Пандоры", что чревато экономическими и геополитическими потерями для нашей страны.
Создание отдельного департамента — это не только про европейские программы и гранты. Это символический жест, который демонстрирует мировым игрокам: Армения выбирает встраивание в прозападную траекторию.
Решение о новом департаменте на уровне МИД фактически легитимирует встраивание Армении в проект "антиевразийской" геополитической оси, что будет иметь системные последствия для экономического выживания нашей страны.
Если учесть все три стимула армянских властей, то есть электоральную мотивацию, демонстративный разворот в сторону Запада в геополитической борьбе и совпадение внешней политики с интересами турецко-азербайджанского тандема, то напрашивается однозначный вывод: решение о создании "Департамента европейской интеграции" служит локальным задачам власти (получение голосов с гарантией внешней валидации итогов выборов согласно интересам действующей в Армении власти ) и одновременно подвергает страну риску обвала стратегических интересов. Иными словами, власть получает сиюминутную политическую отдачу взамен на долгосрочные геополитические и экономические потери для страны.
Что же делать?
Армянам нужны не красивые декларации и названия департаментов, а ясная национальная стратегия, которая учитывает реалии: уровень экономической состоятельности, безопасность, исторические и географические ограничения на внешнеполитические игры. Прежде чем превращать тему фальшивой интеграции с ЕС в предвыборный инструмент, властям следует провести широкое общественное обсуждение, независимую оценку рисков и, главное, говорить правду, одну только правду и ничего кроме правды, а не водить народ по "турецким дорогам", размахивая перед нашим носом "европейской морковкой".
Лента новостей
0