https://am.sputniknews.ru/20251020/evropeyskaya-morkovka-s-turetskim-privkusom-k-chemu-gotovyat-armeniyu-94849809.html
Европейская "морковка" с турецким привкусом: к чему готовят Армению
Европейская "морковка" с турецким привкусом: к чему готовят Армению
Sputnik Армения
Реверансы армянских властей в сторону Запада — это тактический предвыборный ход правящей в Армении силы, который может открыть "ящик Пандоры", что чревато... 20.10.2025, Sputnik Армения
2025-10-20T22:25+0400
2025-10-20T22:25+0400
2025-10-21T12:55+0400
аналитика
колумнисты
политика
армения
новости армения
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/04/05/74222458_0:31:1600:931_1920x0_80_0_0_53fb5e414eba6e0ec911199f15ab2e64.jpg
Так называемая "европейская интеграция", по сути, превращается в механизм дезинтеграции членства Армении в ЕАЭС.Не нужно себя обманывать: политика властей в сторону фальшивой интеграции Армении в ЕС исключает членство нашей страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Москва прямо предупреждала, что курс на ЕС будет означать выход из ЕАЭС, что неизбежно приведет к катастрофическим последствиям для армянской экономики и энергетики.Первое и очевидное объяснение подобных действий властей — электоральноеВласти готовятся к выборам, "дорога в Европу" будет одним из ударных предвыборных "бархатных" обещаний, что, по сути, является всего лишь дешёвым трюком для привлечения голосов. Недаром в обществе давно сформирован надуманный образ ЕС — "свобода", "развитая экономика", "защита прав человека". Этим образом легко спекулировать в странах бывшего СССР. При этом неважно, что реальные политические, институциональные, ментальные и географические препятствия делают быструю и безболезненную "интеграцию" Армении с ЕС априори невозможной. Но для провластной пропаганды это не помеха: главное — получить поддержку избирателя сейчас, но не отвечать за последствия завтра.Второе — демонстрация выбора в "битве цивилизаций"Такой выбор был бы политическим правом суверенного государства, если бы не очевидная дилемма: этот поворот противоречит стратегическим интересам Армении и армянского народа, а грозящие стране экономические и оборонные последствия оцениваются экспертами как катастрофические. Власти, похоже, готовы пренебречь экзистенциальными рисками ради политической поддержки извне — и, увы, ради внешней валидации "Гражданского договора" накануне выборов.Третье — соответствие интересам турецко-азербайджанского тандемаНельзя игнорировать и фактор соседей. Турция и Азербайджан, несомненно, выигрывают от разрушения традиционных систем, обеспечивающих военную и экономическую безопасность Армении благодаря союзникам, которые худо-бедно, но сохраняли концептуальную самостоятельность республики.Политика нынешних властей, по сути, совпадает с курсом Анкары и Баку по постепенному отрыву Армении от прежних политических гарантий и интеграционных связей с Россией, что в среднесрочной перспективе делает страну очень чувствительной к военному и экономическому давлению. Это не теория заговора — это геополитическая логика, где потеря экономических рычагов и архитектуры безопасности снижает способность Армении защищать свое право на существование.Исторический контекст и символизмСимволично и болезненно слышать тезис, что "путь в Европу проходит через турецкие дороги" — ведь армяне однажды уже проходили по "турецким дорогам" через пустыню Дейр-эз-Зор во время Геноцида.История — не пустой звук; она показывает, что география и исторический опыт накладывают ограничения на внешнеполитические амбиции. Любые разговоры о "европейском пути", которые упускают этот контекст, — неискренни и опасны. Историческая память и внешнеполитический реализм являются ключевыми факторами для формирования адекватной внешней политики любой страны.Напомню читателям, что 6 октября премьер-министр Никол Пашинян подписал указ о создании в Министерстве иностранных дел "Департамента европейской интеграции", выделив его из уже существующего Департамента Европы. На первый взгляд — техническая реорганизация, но на деле — политический сигнал с далеко идущими последствиями, которые рискуют превратить стратегический выбор страны в инструмент тактической игры властей перед выборами и одновременно открыть армянский "ящик Пандоры", что чревато экономическими и геополитическими потерями для нашей страны.Создание отдельного департамента — это не только про европейские программы и гранты. Это символический жест, который демонстрирует мировым игрокам: Армения выбирает встраивание в прозападную траекторию.Решение о новом департаменте на уровне МИД фактически легитимирует встраивание Армении в проект "антиевразийской" геополитической оси, что будет иметь системные последствия для экономического выживания нашей страны.Если учесть все три стимула армянских властей, то есть электоральную мотивацию, демонстративный разворот в сторону Запада в геополитической борьбе и совпадение внешней политики с интересами турецко-азербайджанского тандема, то напрашивается однозначный вывод: решение о создании "Департамента европейской интеграции" служит локальным задачам власти (получение голосов с гарантией внешней валидации итогов выборов согласно интересам действующей в Армении власти ) и одновременно подвергает страну риску обвала стратегических интересов. Иными словами, власть получает сиюминутную политическую отдачу взамен на долгосрочные геополитические и экономические потери для страны.Что же делать?Армянам нужны не красивые декларации и названия департаментов, а ясная национальная стратегия, которая учитывает реалии: уровень экономической состоятельности, безопасность, исторические и географические ограничения на внешнеполитические игры. Прежде чем превращать тему фальшивой интеграции с ЕС в предвыборный инструмент, властям следует провести широкое общественное обсуждение, независимую оценку рисков и, главное, говорить правду, одну только правду и ничего кроме правды, а не водить народ по "турецким дорогам", размахивая перед нашим носом "европейской морковкой".
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/04/05/74222458_0:0:1424:1067_1920x0_80_0_0_90b5506baaef54a206d8dec2d2db9de8.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
аналитика, колумнисты, политика, армения, новости армения
аналитика, колумнисты, политика, армения, новости армения
Европейская "морковка" с турецким привкусом: к чему готовят Армению
22:25 20.10.2025 (обновлено: 12:55 21.10.2025) Реверансы армянских властей в сторону Запада — это тактический предвыборный ход правящей в Армении силы, который может открыть "ящик Пандоры", что чревато экономическими и геополитическими потерями для страны, отмечает колумнист Sputnik Армения Арман Абовян.
Так называемая "европейская интеграция", по сути, превращается в механизм дезинтеграции членства Армении в ЕАЭС.
Не нужно себя обманывать: политика властей в сторону фальшивой интеграции Армении в ЕС исключает членство нашей страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Москва прямо предупреждала, что курс на ЕС будет означать выход из ЕАЭС, что неизбежно приведет к катастрофическим последствиям для армянской экономики и энергетики.
Первое и очевидное объяснение подобных действий властей — электоральное
Власти готовятся к выборам, "дорога в Европу" будет одним из ударных предвыборных "бархатных" обещаний, что, по сути, является всего лишь дешёвым трюком для привлечения голосов. Недаром в обществе давно сформирован надуманный образ ЕС — "свобода", "развитая экономика", "защита прав человека". Этим образом легко спекулировать в странах бывшего СССР. При этом неважно, что реальные политические, институциональные, ментальные и географические препятствия делают быструю и безболезненную "интеграцию" Армении с ЕС априори невозможной. Но для провластной пропаганды это не помеха: главное — получить поддержку избирателя сейчас, но не отвечать за последствия завтра.
Второе — демонстрация выбора в "битве цивилизаций"
Такой выбор был бы политическим правом суверенного государства, если бы не очевидная дилемма: этот поворот противоречит стратегическим интересам Армении и армянского народа, а грозящие стране экономические и оборонные последствия оцениваются экспертами как катастрофические. Власти, похоже, готовы пренебречь экзистенциальными рисками ради политической поддержки извне — и, увы, ради внешней валидации "Гражданского договора" накануне выборов.
Третье — соответствие интересам турецко-азербайджанского тандема
Нельзя игнорировать и фактор соседей. Турция и Азербайджан, несомненно, выигрывают от разрушения традиционных систем, обеспечивающих военную и экономическую безопасность Армении благодаря союзникам, которые худо-бедно, но сохраняли концептуальную самостоятельность республики.
Политика нынешних властей, по сути, совпадает с курсом Анкары и Баку по постепенному отрыву Армении от прежних политических гарантий и интеграционных связей с Россией, что в среднесрочной перспективе делает страну очень чувствительной к военному и экономическому давлению. Это не теория заговора — это геополитическая логика, где потеря экономических рычагов и архитектуры безопасности снижает способность Армении защищать свое право на существование.
Исторический контекст и символизм
Символично и болезненно слышать тезис, что "путь в Европу проходит через турецкие дороги" — ведь армяне однажды уже проходили по "турецким дорогам" через пустыню Дейр-эз-Зор во время Геноцида.
История — не пустой звук; она показывает, что география и исторический опыт накладывают ограничения на внешнеполитические амбиции. Любые разговоры о "европейском пути", которые упускают этот контекст, — неискренни и опасны. Историческая память и внешнеполитический реализм являются ключевыми факторами для формирования адекватной внешней политики любой страны.
Напомню читателям, что 6 октября премьер-министр Никол Пашинян подписал указ о создании в Министерстве иностранных дел "Департамента европейской интеграции", выделив его из уже существующего Департамента Европы. На первый взгляд — техническая реорганизация, но на деле — политический сигнал с далеко идущими последствиями, которые рискуют превратить стратегический выбор страны в инструмент тактической игры властей перед выборами и одновременно открыть армянский "ящик Пандоры", что чревато экономическими и геополитическими потерями для нашей страны.
Создание отдельного департамента — это не только про европейские программы и гранты. Это символический жест, который демонстрирует мировым игрокам: Армения выбирает встраивание в прозападную траекторию.
Решение о новом департаменте на уровне МИД фактически легитимирует встраивание Армении в проект "антиевразийской" геополитической оси, что будет иметь системные последствия для экономического выживания нашей страны.
Если учесть все три стимула армянских властей, то есть электоральную мотивацию, демонстративный разворот в сторону Запада в геополитической борьбе и совпадение внешней политики с интересами турецко-азербайджанского тандема, то напрашивается однозначный вывод: решение о создании "Департамента европейской интеграции" служит локальным задачам власти (получение голосов с гарантией внешней валидации итогов выборов согласно интересам действующей в Армении власти ) и одновременно подвергает страну риску обвала стратегических интересов. Иными словами, власть получает сиюминутную политическую отдачу взамен на долгосрочные геополитические и экономические потери для страны.
Армянам нужны не красивые декларации и названия департаментов, а ясная национальная стратегия, которая учитывает реалии: уровень экономической состоятельности, безопасность, исторические и географические ограничения на внешнеполитические игры. Прежде чем превращать тему фальшивой интеграции с ЕС в предвыборный инструмент, властям следует провести широкое общественное обсуждение, независимую оценку рисков и, главное, говорить правду, одну только правду и ничего кроме правды, а не водить народ по "турецким дорогам", размахивая перед нашим носом "европейской морковкой".