Борис Рожин: на Южном Кавказе крупные игроки тянут "одеяло" на себя

Подписаться
Южный Кавказ представляет большой интерес для многих крупных стран и сверхдержав, порой находящихся от региона достаточно далеко. Интерес в первую очередь в том, что здесь проходят важные транзитные, торговые и логистические пути— транспортные коридоры с опцией дальнейшего их наращивания, говорит эксперт Центра военно – политической журналистики Борис Рожин в эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения.

"Вторая опция" Запада – управляемый хаос на Южном Кавказе, если начнет проигрывать

В первую очередь интерес к Южному Кавказу для России и Ирана заключается в проекте Север — Юг, а еще в маршруте через Каспий. Следовательно, подобная ситуация и создает нынешнюю напряженную обстановку в регионе, утверждает эксперт. Налицо интересы России, интересы Турции, которая стремится расширить свое влияние. А еще есть интересы США и Запада, которые стремятся выдавить из региона Россию.
"Не менее важны интересы Китая, стремящегося протащить через Кавказ один из своих крупных торговых коридоров проекта "Один пояс — один путь", — утверждает Рожин. — А еще есть интересы Израиля, который пытается использовать территорию Азербайджана для давления на Иран. Сам Иран стремится защитить Армению, сохранить статус-кво и не допустить усиления своих противников на Южном Кавказе".
Одного взгляда на страны, активно действующих на южно-кавказском плацдарме, достаточно, чтобы понять, сколько потенциальных конфликтных ситуаций может одномоментно возникнуть в регионе, отмечает эксперт. "По большому счету, стран в регионе вроде и не очень много, — продолжает он, — однако находятся они на пересечении интересов сверхдержав".
А еще эксперт уверен, что если те же США, ЕС, Турция, Израиль не смогут удержаться в регионе, то это грозит Южному Кавказу формированием взрывоопасной ситуации. Ведь "вторая опция" их стратегии заключается в том, что если Россия, Китай и Иран начнут "передавливать экономически", будет запущен тот самый управляемый хаос, который применяет Запад, желая заблокировать межконтинентальную логистику. Так было в Ираке, так было в Сирии, и именно это будет грозить региону, говорит собеседник Sputnik Армения, анализируя ситуацию.

Ереван, Тбилиси, Баку — у каждого своя тактика

Если говорить по отдельно взятым региональным странам, то в этом плане аналитика Бориса Рожина тоже весьма интересна. Грузинские власти начали высылать из страны иностранцев, в том числе и дипломатов. Азербайджан в какой-то момент сознательно пошел на жесткую конфронтацию с Россией. В Армении складывается достаточно напряженная внутриполитическая ситуация, и многие эксперты объясняют это влиянием западных партнеров на официальный Ереван.
Если говорить о нынешней позиции Еревана, то можно не сомневаться: в скором времени будет подниматься вопрос о выводе с территории страны российской военной базы в Гюмри, уверен он. На это давит Запад, ставя перед армянскими властями условие: вывод базы в обмен на перспективу членства в ЕС. История с мэром Гюмри показывает стремление властей поставить своего человека, чтобы "на местах" не было проблем к будущему году, отмечает эксперт.
Грузия надеялась добиться большей субъектности и самостоятельности, однако выяснилось, что Западу необходимо полное подчинение, и Тбилиси был разочарован, говорит Борис Рожин. "Грузинская мечта" не согласилась на подобную роль молчаливого вассала, и тогда начались попытки свергнуть избранную власть. У Запада для этого есть весь необходимый и часто используемый инструментарий — "необходимый суповой набор давления", констатирует Рожин.
Что касается Азербайджана, то в первую очередь стоит обратить внимание на Турцию с ее геополитической стратегией, добавляет Рожин. Анкара заинтересована в расширении своего влияния, получении транскавказского коридора с выходом к Каспию и активизации идеи Тюркского мира. Однако остальные члены тюркского мира особо не хотят играть по законам, предлагаемым Эрдоганом. Да и Алиев играет в субъектность и многовекторность.

Идет "перетягивание регионального каната" между двумя группами крупных игроков

Говоря о внешнем влиянии на процессы внутри южно-кавказского региона, Борис Рожин в своем интервью особо отмечает две группы игроков, находящихся по разные стороны баррикады и пытающихся перетянуть "одеяло" на себя. Одна команда — это США, ЕС, Турция, Израиль. Другая группа стран — Россия, Китай, Иран. И отношение этих трех стран к ситуации в регионе особое.
Россия, занятая украинским кризисом, к Грузии сейчас относится достаточно индифферентно: сосед более-менее нейтрален, открывать "второй фронт", как того требует Запад, не намерен. С Азербайджаном был кризисный период, однако "мы увидели, что Алиев заинтересован в деэскалации", утверждает эксперт. Армения последовательно следует курсом на выход из ОДКБ и других евразийских структур, аффилированных с Россией. Ереван намерен подавать заявку на членство в ЕС, хотя понимает, что заявка ничего не гарантирует.
Относительно Ирана разговор особый, и связан он в первую очередь с отношениями Армения — Азербайджан, а также с вопросом"коридора", говорит Рожин. "Иран неоднократно заявлял, что он не потерпит на своей границе присутствия структур, аффилированных с США, не потерпит территориальных изменений границ Армении. Иран даже угрожает вступить в войну, если вдруг будет сделана попытка изменить территориальный статус Армении", — говорит эксперт.
Что касается Китая, то там все достаточно просто и понимаемо, уверен он. Имеющий свои глобальные экономические интересы в регионе, Пекин заинтересован, чтобы коридоры проходили через стабильные страны. Контроль же Турции, например, угрожает определенным планам КНР. И вообще Пекин стремится к тому, чтобы влияние Запада (и Турции) в регионе было сбалансировано Россией и Ираном, резюмирует Рожин.
Лента новостей
0