https://am.sputniknews.ru/20251114/messedzh-irana-i-rf-kakoe-mesto-otvedeno-armenii-v-novoy-arkhitekture-evraziyskoy-logistiki-95841383.html
Месседж Ирана и РФ: какое место отведено Армении в новой архитектуре евразийской логистики
Месседж Ирана и РФ: какое место отведено Армении в новой архитектуре евразийской логистики
Sputnik Армения
Москва и Тегеран формируют новую архитектуру евразийской логистики, показывая, что МТК "Северг-Юг" работает на практике. 14.11.2025, Sputnik Армения
2025-11-14T20:25+0400
2025-11-14T20:25+0400
2025-11-14T21:00+0400
армения
иран
политика
экономика
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0b/0e/95845821_0:0:1280:721_1920x0_80_0_0_0de0323177c55c14193dd07dceb1f80a.jpg
Запуск первого грузового поезда из России в Иран стал важным событием для участников МТК "Север-Юг". Железнодорожный маршрут как часть международного транспортного коридора "Север–Юг" ранее функционировал лишь частично. Однако впервые по полностью налаженной восточной ветке прошли составы, фактически подтвердив ее работоспособность и готовность к регулярным международным перевозкам.Поезд (62 контейнера по 40 футов каждый) за 13 дней пересек Казахстан, Туркмению, откуда по ж/д ветке Инчебурун - Горган добрался до крупнейшего иранского сухого порта Априн (расположен в 20 км от Тегерана) 8 ноября. Фактически груз последовал по одной из артерий международного транспортного коридора (МТК) "Север–Юг".Крупнейший в Иране сухой порт с пропускной способностью 400 тыс. TEU (каждый TEU соответствует одному 20-футовому контейнеру) создан для приема и перераспределения транзитных грузов, снабжения трех иранских провинций, а также обеспечения выхода маршрутов в направлении Ирака и Персидского залива.Иранист Нвер Давтян в интервью Sputnik Армения пояснил, что по данному направлению и ранее проходили отдельные поставки.Он считает впечатляющим время прохождения товаров в пути (действующий до этого маршрут был в разы длиннее и требовал существенно больше времени). Эксперт убежден, что это придает веса маршруту и делает его не только конкурентоспособным по сравнению с традиционными направлениями.Заявка на формирование новой архитектуры региональных транспортных связей Эксперт в перезапуске маршрута видит геополитический месседж. Доставка груза по срокам совпала со встречей президента США Дональда Трампа и лидеров стран Центральной Азии (7 ноября). Не исключено, что на фоне растущих дискуссий о "Среднем коридоре" (Восток–Запад), Россия и Иран демонстрируют, что южное направление — это альтернатива и баланс в системе евразийских коммуникаций.Для Москвы и Тегерана продвижение маршрута "Север–Юг" имеет стратегическое значение: это способ обеспечить устойчивые торгово-транзитные цепочки, независимые от западных санкций и инфраструктурных ограничений.Кроме того, практическим запуском маршрута Москва стремится подчеркнуть, что Центральная Азия и Южный Кавказ остаются частью логистической архитектуры, связанной с Россией и Ираном, а не только с западноориентированными коридорами.Так, если страны Южного Кавказа будут действовать в логике сотрудничества, а не конкуренции, исходя не из принципа "или–или", а из подхода "и–и", то и Центральная Азия, и Южный Кавказ смогут стать частью общей логистической системы.Эксперт убежден, что соединение транспортных систем разных направлений может превратить регион в узловой элемент мировой логистики, где интересы России, Ирана, Южного Кавказа и Центральной Азии переплетутся в рамках взаимовыгодного сотрудничества.А что Армения?Армения обладает всеми предпосылками, чтобы синхронизировать свои пути с указанной веткой МТК "Север–Юг". На первом этапе маршрут может действовать по принципу мультимодальности: грузы могут поступать в Априн, а оттуда — на фурах в Ереван.Так, если Иран создаст аналогичный сухой порт в Джуге, это позволит решить значительную часть логистических проблем, которые сегодня стоят перед Ираком, Турцией и странами Южного Кавказа.Эксперт напоминает, что у Ирана уже действует несколько стратегических направлений, обеспечивающих выход на рынки Центральной Азии: ветка между Туркменистаном и Ираном через погранпереход Серахс; маршрут Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран; а также возможное соединение с Афганистаном через провинцию Герат."Иран может служить ключевым транзитным узлом для стран Евразии, обеспечивая им выход как к Персидскому заливу, так и к Черному морю", — отмечает иранист.В то же время Давтян считает, что Армения должна активно развивать собственную инфраструктуру, чтобы занять стратегическое место в новых транзитных маршрутах. Ключевым шагом в этом направлении может стать открытие железнодорожного участка, который позволит соединить иранский Джульфу с Гюмри и далее — с Батуми.Армения, как член Евразийского экономического союза и страна, имеющая сухопутную границу с Ираном, также может рассматриваться как потенциальное звено будущих ответвлений международного коридора.В случае успешного сопряжения инфраструктуры и упрощения таможенных процедур, республика способна превратиться в региональный логистический хаб, соединяющий маршруты из Ирана в направлении Грузии и Черного моря.Это, по словам эксперта, существенно повысит транзитный потенциал Армении и позволит стране интегрироваться в формирующуюся сеть евроазиатских транспортных путей.От себя добавим, что с декабря 2023 года стоимость контейнерных перевозок нестабильна и постоянно меняется из-за сбоя в мировой цепочке поставок. В частности, мировые судоходные компании отказались от традиционного маршрута через Суэцкий канал в пользу пути вокруг Африки (из-за атак хуситов). В результате в два раза увеличилось и время в пути: с двух (в начале декабря 2023 года) до 4 месяцев. Все это привело к увеличению роли мультимодальных перевозок и реализация логистических проектов на суше.
иран
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0b/0e/95845821_0:0:1138:853_1920x0_80_0_0_e1074d33ab6e5a677edd9ca97b354413.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
армения, иран, политика, экономика
армения, иран, политика, экономика
Месседж Ирана и РФ: какое место отведено Армении в новой архитектуре евразийской логистики
20:25 14.11.2025 (обновлено: 21:00 14.11.2025) Москва и Тегеран формируют новую архитектуру евразийской логистики, показывая, что МТК "Северг-Юг" работает на практике.
Запуск первого грузового поезда из России в Иран стал важным событием для участников МТК "Север-Юг". Железнодорожный маршрут как часть международного транспортного коридора "Север–Юг" ранее функционировал лишь частично. Однако впервые по полностью налаженной восточной ветке прошли составы, фактически подтвердив ее работоспособность и готовность к регулярным международным перевозкам.
Поезд (62 контейнера по 40 футов каждый) за 13 дней пересек Казахстан, Туркмению, откуда по ж/д ветке Инчебурун - Горган добрался до крупнейшего иранского сухого порта Априн (расположен в 20 км от Тегерана) 8 ноября. Фактически груз последовал по одной из артерий международного транспортного коридора (МТК) "Север–Юг".
Крупнейший в Иране сухой порт с пропускной способностью 400 тыс. TEU (каждый TEU соответствует одному 20-футовому контейнеру) создан для приема и перераспределения транзитных грузов, снабжения трех иранских провинций, а также обеспечения выхода маршрутов в направлении Ирака и Персидского залива.
Иранист Нвер Давтян в интервью
Sputnik Армения пояснил, что по данному направлению и ранее проходили отдельные поставки.
"По данным иранской стороны, раз в десять дней по этой ветке МТК прибывали составы, однако с открытием сухого порта Априн в мае 2025 года увеличились возможности и направления, откуда могут поступать грузы", — уточнил Давтян.
Он считает впечатляющим время прохождения товаров в пути (действующий до этого маршрут был в разы длиннее и требовал существенно больше времени). Эксперт убежден, что это придает веса маршруту и делает его не только конкурентоспособным по сравнению с традиционными направлениями.
Заявка на формирование новой архитектуры региональных транспортных связей
Эксперт в перезапуске маршрута видит геополитический месседж. Доставка груза по срокам совпала со встречей президента США Дональда Трампа и лидеров стран Центральной Азии (7 ноября). Не исключено, что на фоне растущих дискуссий о "Среднем коридоре" (Восток–Запад), Россия и Иран демонстрируют, что южное направление — это альтернатива и баланс в системе евразийских коммуникаций.
Для Москвы и Тегерана продвижение маршрута "Север–Юг" имеет стратегическое значение: это способ обеспечить устойчивые торгово-транзитные цепочки, независимые от западных санкций и инфраструктурных ограничений.
Кроме того, практическим запуском маршрута Москва стремится подчеркнуть, что Центральная Азия и Южный Кавказ остаются частью логистической архитектуры, связанной с Россией и Ираном, а не только с западноориентированными коридорами.
"Российская и иранская стороны и ранее заявляли, что они не возражают против маршрутов Восток–Запад, однако их главная цель — не допустить, чтобы проекты "Север–Юг" были закрыты или вытеснены", - сказал Давтян.
Так, если страны Южного Кавказа будут действовать в логике сотрудничества, а не конкуренции, исходя не из принципа "или–или", а из подхода "и–и", то и Центральная Азия, и Южный Кавказ смогут стать частью общей логистической системы.
Эксперт убежден, что соединение транспортных систем разных направлений может превратить регион в узловой элемент мировой логистики, где интересы России, Ирана, Южного Кавказа и Центральной Азии переплетутся в рамках взаимовыгодного сотрудничества.
Армения обладает всеми предпосылками, чтобы синхронизировать свои пути с указанной веткой МТК "Север–Юг". На первом этапе маршрут может действовать по принципу мультимодальности: грузы могут поступать в Априн, а оттуда — на фурах в Ереван.
Так, если Иран создаст аналогичный сухой порт в Джуге, это позволит решить значительную часть логистических проблем, которые сегодня стоят перед Ираком, Турцией и странами Южного Кавказа.
Эксперт напоминает, что у Ирана уже действует несколько стратегических направлений, обеспечивающих выход на рынки Центральной Азии: ветка между Туркменистаном и Ираном через погранпереход Серахс; маршрут Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран; а также возможное соединение с Афганистаном через провинцию Герат.
"Иран может служить ключевым транзитным узлом для стран Евразии, обеспечивая им выход как к Персидскому заливу, так и к Черному морю", — отмечает иранист.
В то же время Давтян считает, что Армения должна активно развивать собственную инфраструктуру, чтобы занять стратегическое место в новых транзитных маршрутах. Ключевым шагом в этом направлении может стать открытие железнодорожного участка, который позволит соединить иранский Джульфу с Гюмри и далее — с Батуми.
"Из Ирана — в Нахиджеван, оттуда через Ерасх — в Гюмри, а затем — в Батуми. Такой железнодорожный путь обладает серьёзным потенциалом и может стать альтернативной ветвью МТК "Север–Юг", — подчеркнул эксперт.
Армения, как член Евразийского экономического союза и страна, имеющая сухопутную границу с Ираном, также может рассматриваться как потенциальное звено будущих ответвлений международного коридора.
В случае успешного сопряжения инфраструктуры и упрощения таможенных процедур, республика способна превратиться в региональный логистический хаб, соединяющий маршруты из Ирана в направлении Грузии и Черного моря.
Это, по словам эксперта, существенно повысит транзитный потенциал Армении и позволит стране интегрироваться в формирующуюся сеть евроазиатских транспортных путей.
От себя добавим, что с декабря 2023 года стоимость контейнерных перевозок нестабильна и постоянно меняется из-за сбоя в мировой цепочке поставок. В частности, мировые судоходные компании отказались от традиционного маршрута через Суэцкий канал в пользу пути вокруг Африки (из-за атак хуситов). В результате в два раза увеличилось и время в пути: с двух (в начале декабря 2023 года) до 4 месяцев. Все это привело к увеличению роли мультимодальных перевозок и реализация логистических проектов на суше.