https://am.sputniknews.ru/20251127/erdogan-khochet-podpitat-ekonomiku-svoey-strany-armyanskimi-resursami---areshev-96146085.html
Эрдоган хочет подпитать экономику своей страны армянскими ресурсами - Арешев
Эрдоган хочет подпитать экономику своей страны армянскими ресурсами - Арешев
Sputnik Армения
Сейчас Южный Кавказ оказывается в самом центре большого противостояния между сверхдержавами и крупными региональными игроками. От ситуации, которая в итоге... 27.11.2025, Sputnik Армения
2025-11-27T23:12+0400
2025-11-27T23:12+0400
2025-11-27T23:39+0400
арешев андрей
аналитика
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/02/18/86085664_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_06742577b2ee73dce5679c24b56866e9.jpg
Сейчас Южный Кавказ оказывается в самом центре большого противостояния между сверхдержавами и крупными региональными игроками. От ситуации, которая в итоге сложится в небольшом регионе, зависит, как будут выглядеть схемы действующих в наступающем новом миропорядке транспортных узлов и коридоров, соединяющих Восток с Западом, а Север с Югом. В эфире проекта обозревателя Армана Ванескегяна "На самом деле", выходящего на радио Sputnik Армения, ситуацию комментирует политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.В регионе много логистических карт и дорог, прожектов разных и сиюминутных“Очень много на эту тему говорится, рисуется множество карт и схем. Недавно появился еще и Арианский коридор, связывающий будущий китайский порт Анаклия (Грузия) через Армению и далее в Иран, Индию, Китай. Много говорится и о Мегринском коридоре. Проект Север-Юг никто не забыл, и работы по данной схеме продолжаются, перечисляет эксперт. Но на самом деле дорог можно нарисовать много и еще больше. Было бы что по ним возить кроме военных грузов, добавляет он.На самом деле мир сейчас вступил в полосу неопределенности и хаоса. И одна из тенденций – формирование макроэкономических региональных и субрегиональных блоков. В этих условиях неудивительно, что сейчас между Южным Кавказом и Ближним Востоком прослеживается гораздо более актуальная связь — по многим параметрам, геополитическим процессам и их форматам. Вот и оказывается небольшой регион в центре внимания сильных мира сего, утверждает политолог.“В этом плане, применительно к транспортным коридорам и логистическим проектам, есть очень много сиюминутных подходов и решений, стремления в краткосрочной перспективе продвинуть какой-то, именно ему выгодный проект — без глубокого понимания самой сути того, как этот проект будет работать на долгосрочную перспективу. Это касается и пресловутого "Зангезурского коридора", или, как сейчас говорят, “Дороги Трампа”, — говорит Арешев.Есть два реальных проекта — Север – Юг и “Дорога Трампа”Однако, в отличие от многих прожектов, порою весьма фантастических, “Дороге Трампа” уже какие-то и немалые средства выделяются, продолжает эксперт. Как минимум определенные сроки начала работы этой “дороги” азербайджанская сторона озвучила – 2028 год. С одной стороны, по его словам, сроки вроде бы весьма близкие, с другой — никто не может предсказать, что случится за эти три года на глобальной геополитической арене, в плане региональной безопасности и так далее.“Так что следует понимать так, что транспортно-коммуникационная составляющая архитектуры Южного Кавказа еще только формируется. И нет сомнения, что в ближайшие годы она будет подвергаться самым разным и порой непредсказуемым изменениям, воздействию и влиянию, — уверен эксперт. — Причем очевидно, что пытаться оказывать определенное давление на все это будут не только государственные, но и различные негосударственные структуры”.Из всего же того, что сейчас обсуждается на глобальных геополитических, масс-медийных и экспертных площадках, наиболее близки к попытке реализации в регионе два проекта: так называемая “Дорога Трампа” и тот самый международный транспортный коридор Север – Юг со своими западной и восточной ветками, равно как и сообщение по Каспию, уверен Арешев. Именно в этих проектах видны вполне конкретные и практические дела.Турции все это нужно, чтобы как-то подпитать свою экономику“Кстати, тема так называемой “Дороги Трампа” далеко не нова и для Турции, причем и в ретроспективе, — говорит политолог. — Напомню, что в свое время существовала весьма правдоподобная версия о том, что приснопамятный “План Гобла” возник в начале девяностых годов и был инициирован, в том числе с подачи турецких спецслужб, заинтересованных закрепиться в Азербайджане, на Кавказе, на Каспии и дальше — с выходом на Среднюю Азию”.Турки, которые сейчас уже всерьез занялись строительством железной дороги в восточной части Турции, целенаправленно идут к созданию транспортного кольца, которое должно охватить территории всех трех южно-кавказских стран. Это будет способствовать созданию своеобразного единого регионального хозяйственного комплекса, если дело дойдет еще и до того, что Анкара пойдет на открытие своей границы с Арменией, утверждает эксперт.“Тогда неизбежно, в силу просто географии, часть экономического товарооборота, экономических связей Армении и отдельных хозяйствующих субъектов попросту переместится в сторону Турции, — уверен Арешев. — Так что в данном случае мы имеем дело не только с объективными условиями (география и так далее). Есть тут и попытки нынешнего турецкого лидера Эрдогана подкрепить экономику своей страны внешними ресурсами”.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Арман Ванескегян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/112/83/1128324_322:0:1387:1065_100x100_80_0_0_8378331b059e9faf37157fba0101d26c.jpg
Арман Ванескегян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/112/83/1128324_322:0:1387:1065_100x100_80_0_0_8378331b059e9faf37157fba0101d26c.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/02/18/86085664_89:0:1512:1067_1920x0_80_0_0_6f1f763fba40c6c22cd1cb94aeabf1d8.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Арман Ванескегян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/112/83/1128324_322:0:1387:1065_100x100_80_0_0_8378331b059e9faf37157fba0101d26c.jpg
арешев андрей, аналитика
Сейчас Южный Кавказ оказывается в самом центре большого противостояния между сверхдержавами и крупными региональными игроками. От ситуации, которая в итоге сложится в небольшом регионе, зависит, как будут выглядеть схемы действующих в наступающем новом миропорядке транспортных узлов и коридоров, соединяющих Восток с Западом, а Север с Югом. В эфире проекта обозревателя Армана Ванескегяна "На самом деле", выходящего на радио Sputnik Армения, ситуацию комментирует политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
В регионе много логистических карт и дорог, прожектов разных и сиюминутных
“Очень много на эту тему говорится, рисуется множество карт и схем. Недавно появился еще и Арианский коридор, связывающий будущий китайский порт Анаклия (Грузия) через Армению и далее в Иран, Индию, Китай. Много говорится и о Мегринском коридоре. Проект Север-Юг никто не забыл, и работы по данной схеме продолжаются, перечисляет эксперт. Но на самом деле дорог можно нарисовать много и еще больше. Было бы что по ним возить кроме военных грузов, добавляет он.
На самом деле мир сейчас вступил в полосу неопределенности и хаоса. И одна из тенденций – формирование макроэкономических региональных и субрегиональных блоков. В этих условиях неудивительно, что сейчас между Южным Кавказом и Ближним Востоком прослеживается гораздо более актуальная связь — по многим параметрам, геополитическим процессам и их форматам. Вот и оказывается небольшой регион в центре внимания сильных мира сего, утверждает политолог.
“В этом плане, применительно к транспортным коридорам и логистическим проектам, есть очень много сиюминутных подходов и решений, стремления в краткосрочной перспективе продвинуть какой-то, именно ему выгодный проект — без глубокого понимания самой сути того, как этот проект будет работать на долгосрочную перспективу. Это касается и пресловутого "Зангезурского коридора", или, как сейчас говорят, “Дороги Трампа”, — говорит Арешев.
Есть два реальных проекта — Север – Юг и “Дорога Трампа”
Однако, в отличие от многих прожектов, порою весьма фантастических, “Дороге Трампа” уже какие-то и немалые средства выделяются, продолжает эксперт. Как минимум определенные сроки начала работы этой “дороги” азербайджанская сторона озвучила – 2028 год. С одной стороны, по его словам, сроки вроде бы весьма близкие, с другой — никто не может предсказать, что случится за эти три года на глобальной геополитической арене, в плане региональной безопасности и так далее.
“Так что следует понимать так, что транспортно-коммуникационная составляющая архитектуры Южного Кавказа еще только формируется. И нет сомнения, что в ближайшие годы она будет подвергаться самым разным и порой непредсказуемым изменениям, воздействию и влиянию, — уверен эксперт. — Причем очевидно, что пытаться оказывать определенное давление на все это будут не только государственные, но и различные негосударственные структуры”.
Из всего же того, что сейчас обсуждается на глобальных геополитических, масс-медийных и экспертных площадках, наиболее близки к попытке реализации в регионе два проекта: так называемая “Дорога Трампа” и тот самый международный транспортный коридор Север – Юг со своими западной и восточной ветками, равно как и сообщение по Каспию, уверен Арешев. Именно в этих проектах видны вполне конкретные и практические дела.
Турции все это нужно, чтобы как-то подпитать свою экономику
“Кстати, тема так называемой “Дороги Трампа” далеко не нова и для Турции, причем и в ретроспективе, — говорит политолог. — Напомню, что в свое время существовала весьма правдоподобная версия о том, что приснопамятный “План Гобла” возник в начале девяностых годов и был инициирован, в том числе с подачи турецких спецслужб, заинтересованных закрепиться в Азербайджане, на Кавказе, на Каспии и дальше — с выходом на Среднюю Азию”.
Турки, которые сейчас уже всерьез занялись строительством железной дороги в восточной части Турции, целенаправленно идут к созданию транспортного кольца, которое должно охватить территории всех трех южно-кавказских стран. Это будет способствовать созданию своеобразного единого регионального хозяйственного комплекса, если дело дойдет еще и до того, что Анкара пойдет на открытие своей границы с Арменией, утверждает эксперт.
“Тогда неизбежно, в силу просто географии, часть экономического товарооборота, экономических связей Армении и отдельных хозяйствующих субъектов попросту переместится в сторону Турции, — уверен Арешев. — Так что в данном случае мы имеем дело не только с объективными условиями (география и так далее). Есть тут и попытки нынешнего турецкого лидера Эрдогана подкрепить экономику своей страны внешними ресурсами”.