https://am.sputniknews.ru/20251202/armeniya-mozhet-stat-chastyu-srednego-koridora-ili-chto-stoit-za-initsiativoy-kazakhstana--96356556.html
Армения может стать частью Среднего коридора, или Что стоит за инициативой Казахстана
Армения может стать частью Среднего коридора, или Что стоит за инициативой Казахстана
Sputnik Армения
Ереван может связать Астану с турецкими портами как по существующим, так и по потенциальным маршрутам. Однако для этого необходима политическая воля Анкары по... 02.12.2025, Sputnik Армения
2025-12-02T23:10+0400
2025-12-02T23:10+0400
2025-12-02T23:52+0400
новости армения
коммуникации
армения
казахстан
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0a/11/94759242_0:143:3268:1981_1920x0_80_0_0_98a2384aa4668053ebab10e62c309a79.jpg
Казахстан выдвинул инициативу запуска новой артерии Среднего коридора, которая пройдет через армянскую территорию и обеспечит прямой доступ к черноморским и турецким портам. И хотя Ереван и раньше получал предложения о присоединении к Транскаспийскому международному Транспортному маршруту (Средний или Срединный коридор), однако столь предметно, с прописанной логистикой, фактически вопрос был озвучен впервые. Причем устами министра экономики Казахстана Серика Жумангарина. В частности, казахстанский министр заявил, что маршрут через Армению позволит Астане диверсифицировать транспортные пути, снизив зависимость от перегруженных коридоров через Азербайджан и Грузию и обойдя риски, связанные с транспортировкой через Россию в условиях санкционного давления. Казахстан и сейчас выходит к Черному морю через Азербайджан и Грузию, однако новая артерия через армянскую территорию обеспечит Астане прямой доступ к турецким портам.Примечательно, Южный Кавказ переживает период активного переформатирования транспортных коридоров, а роль Армении в этих процессах заметно усиливается.Как Армения свяжет Казахстан и ТурциюКазахстан в последние годы активно наращивает темпы сотрудничества со странами Южного Кавказа: выстроены работающие на практике цепочки поставок с Азербайджаном и Грузией. И для окончательного закрепления роли в регионе Казахстану необходимо наладить транспортную коммуникацию с Арменией. Поэтому инициатива Астаны не случайна, учитывая, что власти давно ищут альтернативные пути доставки товаров к мировым рынкам.Дело в том, что основные действующие коридоры проходят через Россию, что также содержит риски в условиях санкционного давления. Маршрут через Средний коридор (через ветки Азербайджана и Грузии) перегружен, а стране нужно расширять доступ к портам Средиземного и Черного морей, особенно турецким. В этой связи налаженная ветка через Армению (Казахстан - Каспий - Южный Кавказ - Турция) даст Астане еще один сухопутный выход к турецким портам.Это позволит Казахстану не только диверсифицировать экспортные маршруты и уменьшить зависимость от отдельных транзитных направлений, нарастить влияние в Среднем коридоре, но и укрепить позиции в регионе (Каспийском, Южном Кавказе, Евразии в целом).Первые шаги Астана на этом треке сделала, запустив совместно с Ереваном в середине октября новый мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий страны через Туркменистан и Иран. Так, грузы из Китая через КПП "Хоргос" поступают в Казахстан, далее следуют через Туркменистан и Иран, а затем направляются в Армению.Маршрут актуален, грузы по нему поступают в более короткие сроки.Путь через Армению значим и экономически более выгоден Казахстану, однако сопряжен с рядом рисков. В частности, эта инициатива может не понравиться Баку, который не захочет делить влияние в регионе Каспия и на Южном Кавказе ни с Арменией, ни с Казахстаном. Азербайджан может воспринять новую артерию через Армению как конкуренцию существующей азербайджанской ветке Среднего коридора. Еще одно ключевое препятствие — закрытая армяно-турецкая граница.И хотя в Астане полагают, что могут наладить маршрут для выхода к турецким портам в сопряжении с "маршрутом Трампа", однако по факту начать реализацию казахстанской инициативы можно хоть сегодня. Однако при условии наличия политической воли в Анкаре и открытия армяно-турецкой границы.Так, грузы, уже поступающие по одной из двух веток из Казахстана в Армению, могут далее на фурах из Еревана направляться в Турцию. В этом случае грузоперевозки из Армении в Турцию и обратно могут осуществляться по трем направлениям: через Ахурик (Ширакская область), Маргара (Армавирская область) и Гушакерт (Армавирская область). Однако из них наиболее рентабельное по срокам — Ереван-Маргара-Стамбул (1570 км).Другим возможным вариантом сопряжения транспортных маршрутов является ж/д сообщение. Однако его реализация возможна только после строительства недостающего 43-километрового участка в Мегри. После ввода этой линии в эксплуатацию открываются два основных направления — через Азербайджан или через Иран.Маршрут через Азербайджан. В этом случае грузы из Казахстана доставляются по Каспийскому морю в Азербайджан, затем по железной дороге через юг Армении (Мегри) направляются в Нахиджеван и далее в Турцию. Однако здесь также существуют две развилки: маршрут Карс – Игдыр – Аралык – Дилуджу и маршрут по линии Нахиджеван – Гюмри и далее в Карс.Маршрут из Нахиджевана в Турцию напрямую менее выгоден Армении: чем меньше протяжённость участка, проходящего по армянской территории, тем меньше транзитный доход, снижается геополитическая роль страны как транзитного узла. Поэтому для Еревана более приемлемым является вариант, при котором путь Казахстан – Турция после Нахиджевана проходит через ветку Гюмри – Карс. Это обеспечит больший объем транзита через Армению и усилит ее значение в региональной логистике.Также рассматривается возможность поставок из Казахстана через Туркменистан и Иран в Армению, а далее в Турцию — по новым транспортным коридорам или по существующим коммуникациям.В чем выгода Армении?Армения получает реальную возможность стать частью обновленного Среднего коридора, который соединяет Центральную Азию, Кавказ и Европу. Это выводит страну из периферийного положения и делает её ключевым звеном в международной торговле.Каждый дополнительный грузовой поток, проходящий через территорию Армении, принесет ей платежи за транзит, услуги по перегрузке и логистике, доходы для транспортных компаний и сопутствующего бизнеса. Фактически Армения может стать мостом между Центральной Азией и Турцией — роль, которую она давно пытается обрести. Однако Ереван для реализации должен договориться с Анкарой об открытии границы, выстроить равные отношения с Баку для снижения региональной напряженности. Армянской стороне также важно найти крупных инвесторов, готовых модернизировать автомобильные дороги и ж/д сообщение. Если хотя бы первое условие будет выполнено, маршрут станет реальным в среднесрочной перспективе.
казахстан
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0a/11/94759242_257:0:2988:2048_1920x0_80_0_0_4a1b14ad9da96f232ac9b8f1fe6e776a.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
новости армения, коммуникации, армения, казахстан, инфографика
новости армения, коммуникации, армения, казахстан, инфографика
Армения может стать частью Среднего коридора, или Что стоит за инициативой Казахстана
23:10 02.12.2025 (обновлено: 23:52 02.12.2025) Ереван может связать Астану с турецкими портами как по существующим, так и по потенциальным маршрутам. Однако для этого необходима политическая воля Анкары по открытию сухопутных границ с Ереваном.
Казахстан выдвинул инициативу запуска новой артерии Среднего коридора, которая пройдет через армянскую территорию и обеспечит прямой доступ к черноморским и турецким портам. И хотя Ереван и раньше получал предложения о присоединении к Транскаспийскому международному Транспортному маршруту (Средний или Срединный коридор), однако столь предметно, с прописанной логистикой, фактически вопрос был озвучен впервые.
Причем устами министра экономики Казахстана Серика Жумангарина. В частности, казахстанский министр заявил, что маршрут через Армению позволит Астане диверсифицировать транспортные пути, снизив зависимость от перегруженных коридоров через Азербайджан и Грузию и обойдя риски, связанные с транспортировкой через Россию в условиях санкционного давления. Казахстан и сейчас выходит к Черному морю через Азербайджан и Грузию, однако новая артерия через армянскую территорию обеспечит Астане прямой доступ к турецким портам.
Примечательно, Южный Кавказ переживает период активного переформатирования транспортных коридоров, а роль Армении в этих процессах заметно усиливается.
Как Армения свяжет Казахстан и Турцию
Казахстан в последние годы активно наращивает темпы сотрудничества со странами Южного Кавказа: выстроены работающие на практике цепочки поставок с Азербайджаном и Грузией. И для окончательного закрепления роли в регионе Казахстану необходимо наладить транспортную коммуникацию с Арменией. Поэтому инициатива Астаны не случайна, учитывая, что власти давно ищут альтернативные пути доставки товаров к мировым рынкам.
Дело в том, что основные действующие коридоры проходят через Россию, что также содержит риски в условиях санкционного давления. Маршрут через Средний коридор (через ветки Азербайджана и Грузии) перегружен, а стране нужно расширять доступ к портам Средиземного и Черного морей, особенно турецким. В этой связи налаженная ветка через Армению (Казахстан - Каспий - Южный Кавказ - Турция) даст Астане еще один сухопутный выход к турецким портам.
Это позволит Казахстану не только диверсифицировать экспортные маршруты и уменьшить зависимость от отдельных транзитных направлений, нарастить влияние в Среднем коридоре, но и укрепить позиции в регионе (Каспийском, Южном Кавказе, Евразии в целом).
Первые шаги Астана на этом треке сделала, запустив совместно с Ереваном в середине октября новый мультимодальный транспортный маршрут, соединяющий страны через Туркменистан и Иран. Так, грузы из Китая через КПП "Хоргос" поступают в Казахстан, далее следуют через Туркменистан и Иран, а затем направляются в Армению.
Маршрут актуален, грузы по нему поступают в более короткие сроки.
Путь через Армению значим и экономически более выгоден Казахстану, однако сопряжен с рядом рисков. В частности, эта инициатива может не понравиться Баку, который не захочет делить влияние в регионе Каспия и на Южном Кавказе ни с Арменией, ни с Казахстаном. Азербайджан может воспринять новую артерию через Армению как конкуренцию существующей азербайджанской ветке Среднего коридора. Еще одно ключевое препятствие — закрытая армяно-турецкая граница.
И хотя в Астане полагают, что могут наладить маршрут для выхода к турецким портам в сопряжении с "маршрутом Трампа", однако по факту начать реализацию казахстанской инициативы можно хоть сегодня. Однако при условии наличия политической воли в Анкаре и открытия армяно-турецкой границы.
Так, грузы, уже поступающие по одной из двух веток из Казахстана в Армению, могут далее на фурах из Еревана направляться в Турцию. В этом случае грузоперевозки из Армении в Турцию и обратно могут осуществляться по трем направлениям: через Ахурик (Ширакская область), Маргара (Армавирская область) и Гушакерт (Армавирская область). Однако из них наиболее рентабельное по срокам — Ереван-Маргара-Стамбул (1570 км).
Другим возможным вариантом сопряжения транспортных маршрутов является ж/д сообщение. Однако его реализация возможна только после строительства недостающего 43-километрового участка в Мегри. После ввода этой линии в эксплуатацию открываются два основных направления — через Азербайджан или через Иран.
Маршрут через Азербайджан. В этом случае грузы из Казахстана доставляются по Каспийскому морю в Азербайджан, затем по железной дороге через юг Армении (Мегри) направляются в Нахиджеван и далее в Турцию. Однако здесь также существуют две развилки: маршрут Карс – Игдыр – Аралык – Дилуджу и маршрут по линии Нахиджеван – Гюмри и далее в Карс.
Маршрут из Нахиджевана в Турцию напрямую менее выгоден Армении: чем меньше протяжённость участка, проходящего по армянской территории, тем меньше транзитный доход, снижается геополитическая роль страны как транзитного узла. Поэтому для Еревана более приемлемым является вариант, при котором путь Казахстан – Турция после Нахиджевана проходит через ветку Гюмри – Карс. Это обеспечит больший объем транзита через Армению и усилит ее значение в региональной логистике.
Также рассматривается возможность поставок из Казахстана через Туркменистан и Иран в Армению, а далее в Турцию — по новым транспортным коридорам или по существующим коммуникациям.
Армения получает реальную возможность стать частью обновленного Среднего коридора, который соединяет Центральную Азию, Кавказ и Европу. Это выводит страну из периферийного положения и делает её ключевым звеном в международной торговле.
Каждый дополнительный грузовой поток, проходящий через территорию Армении, принесет ей платежи за транзит, услуги по перегрузке и логистике, доходы для транспортных компаний и сопутствующего бизнеса.
Участие в маршруте уменьшает зависимость Армении, она получает новые каналы сотрудничества — с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Турцией, ЕС.
Фактически Армения может стать мостом между Центральной Азией и Турцией — роль, которую она давно пытается обрести.
Однако Ереван для реализации должен договориться с Анкарой об открытии границы, выстроить равные отношения с Баку для снижения региональной напряженности. Армянской стороне также важно найти крупных инвесторов, готовых модернизировать автомобильные дороги и ж/д сообщение. Если хотя бы первое условие будет выполнено, маршрут станет реальным в среднесрочной перспективе.