https://am.sputniknews.ru/20251206/uchastie-armenii-v-platforme-33-soderzhit-kak-shansy-tak-i-riski-mneniya-ekspertov-96612929.html
Участие Армении в платформе "3+3" содержит как шансы, так и риски: мнения экспертов
Участие Армении в платформе "3+3" содержит как шансы, так и риски: мнения экспертов
Sputnik Армения
Для России и Ирана этот формат важен, чтобы противодействовать влиянию Запада. 06.12.2025, Sputnik Армения
2025-12-06T16:30+0400
2025-12-06T16:30+0400
2025-12-06T17:10+0400
новости армения
армения
россия
южный кавказ
политика
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0c/06/96612460_0:0:1042:586_1920x0_80_0_0_57750dc0a1b4cd306b0a7bd0f069dae9.jpg
ЕРЕВАН, 6 дек – Sputnik. В условиях структурной асимметрии и отсутствия четких процедур принятия решений формат "3+3" может превратиться в способ давления, замаскированного под региональный консенсус. Об этом заявил директор Института востоковедения Российско-Армянского университета Гарник Асатрян в ходе экспертной конференции "Формат 3+3: перспективы и возможные варианты регионального сотрудничества", проходящей в Ереване. По словам Асатряна, в отличие от Армении, в этом формате почти все участники обладают значительным политическим и экономическим преимуществом. Особенно уязвимым фактором является тандем Турции и Азербайджана, действующий как единый политический субъект при равноудаленности двух других региональных держав.Поэтому, считает эксперт, без определенных рамок действия этой платформы ее сильнейшие участники могут продвигать решения, не соответствующие интересам остальных, а несогласие с принимаемыми решениями будет интерпретироваться как отказ от регионального сотрудничества.В свою очередь, начальник управления по внешним связям филиала МГУ в Ереване Армен Мартиросян отметил заинтересованность в этом формате Турции, которая начиная с 90-х годов (при президентстве Сулеймана Демиреля) продвигала схожие проекты под разными названиями для утверждения своего влияния в регионе в качестве конкуренции России. В формате "3+3" не стали обсуждаться вопросы, связанные с урегулированием Карабахского конфликта, добавил Мартиросян.Вопрос нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, который мог бы стать ядром повестки "3+3", перешел на Вашингтонский трек. Потенциал площадки "3+3" снизился, но именно это повысило его политическую востребованность для России и Ирана, для которых он становится способом сбалансировать западное влияние в регионе, добавил Мартиросян. Для Армении, по его словам, важно учитывать эту заинтересованность. Дальнейшая активность обсуждений в формате "3+3" во многом зависит от урегулирования конфликта на Украине и от того, возобновится ли транзитное сообщение из Китая в Европу через территорию России. Этот маршрут технически наиболее удобен, и если он снова заработает, то привлекательность проекта TRIPP снизится – он превратится просто в один из альтернативных торговых маршрутов. Тогда у Запада ослабнет мотивация активно вмешиваться в политику Армении, и официальному Еревану нужно будет внимательнее прислушиваться к российским интересам и проводить более тонкую настройку своей политики. Без разрешения украинского конфликта "3+3" станет региональным клубом государств, не имеющим перспектив превращения в механизм принятия решений, добавил Мартиросян.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0c/06/96612460_117:0:1042:694_1920x0_80_0_0_95dc4f43d893e9a0b4246ecc8720803a.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости армения, армения, россия, южный кавказ, политика
новости армения, армения, россия, южный кавказ, политика
Участие Армении в платформе "3+3" содержит как шансы, так и риски: мнения экспертов
16:30 06.12.2025 (обновлено: 17:10 06.12.2025) Для России и Ирана этот формат важен, чтобы противодействовать влиянию Запада.
ЕРЕВАН, 6 дек – Sputnik. В условиях структурной асимметрии и отсутствия четких процедур принятия решений формат "3+3" может превратиться в способ давления, замаскированного под региональный консенсус. Об этом заявил директор Института востоковедения Российско-Армянского университета Гарник Асатрян в ходе экспертной конференции "Формат 3+3: перспективы и возможные варианты регионального сотрудничества", проходящей в Ереване.
По словам Асатряна, в отличие от Армении, в этом формате почти все участники обладают значительным политическим и экономическим преимуществом. Особенно уязвимым фактором является тандем Турции и Азербайджана, действующий как единый политический субъект при равноудаленности двух других региональных держав.
Поэтому, считает эксперт, без определенных рамок действия этой платформы ее сильнейшие участники могут продвигать решения, не соответствующие интересам остальных, а несогласие с принимаемыми решениями будет интерпретироваться как отказ от регионального сотрудничества.
"Участие в такой платформе - это потенциальная возможность и серьезный вызов. Но на нынешнем этапе для Армении участие может иметь смысл только при наличии четких правил и механизмов по защите национальных интересов. До тех пор формат остается способом политического давления без дипломатического баланса", - заявил он.
В свою очередь, начальник управления по внешним связям филиала МГУ в Ереване Армен Мартиросян отметил заинтересованность в этом формате Турции, которая начиная с 90-х годов (при президентстве Сулеймана Демиреля) продвигала схожие проекты под разными названиями для утверждения своего влияния в регионе в качестве конкуренции России. В формате "3+3" не стали обсуждаться вопросы, связанные с урегулированием Карабахского конфликта, добавил Мартиросян.
Вопрос нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, который мог бы стать ядром повестки "3+3", перешел на Вашингтонский трек. Потенциал площадки "3+3" снизился, но именно это повысило его политическую востребованность для России и Ирана, для которых он становится способом сбалансировать западное влияние в регионе, добавил Мартиросян.
Для Армении, по его словам, важно учитывать эту заинтересованность.
"Если по тем или иным причинам влияние Запада в регионе ослабнет, Армении легче активизировать работу в этом формате, сохраняя там полноправное участие, нежели возвращаться туда в положении блудного сына", - заметил он.
Дальнейшая активность обсуждений в формате "3+3" во многом зависит от урегулирования конфликта на Украине и от того, возобновится ли транзитное сообщение из Китая в Европу через территорию России.
Этот маршрут технически наиболее удобен, и если он снова заработает, то привлекательность проекта TRIPP снизится – он превратится просто в один из альтернативных торговых маршрутов. Тогда у Запада ослабнет мотивация активно вмешиваться в политику Армении, и официальному Еревану нужно будет внимательнее прислушиваться к российским интересам и проводить более тонкую настройку своей политики.
Без разрешения украинского конфликта "3+3" станет региональным клубом государств, не имеющим перспектив превращения в механизм принятия решений, добавил Мартиросян.