Британская мозаика помогла раскрыть утерянный сюжет о Троянской войне

© Sputnik / Aram NersesyanРаскопки древней "Крепости Шамирам" на вершине горы Атис Котайкской области
Раскопки древней Крепости Шамирам на вершине горы Атис Котайкской области - Sputnik Армения, 1920, 07.12.2025
Подписаться
Исследователи детально изучили изображения на полу древней виллы и определили точный литературный первоисточник рисунков. Сюжет оказался иллюстрацией к практически утраченной пьесе греческого драматурга Эсхила, а не к знаменитой поэме Гомера.
ЕРЕВАН, 7 дек - Sputnik. В английском графстве Ратленд в 2020 году нашли хорошо сохранившийся пол римской виллы IV века нашей эры. Три панели последовательно рассказывали о поединке Ахилла и Гектора, гибели троянского принца и выкупе его тела скорбящим отцом, пишет naked-science.ru..
Находку сразу назвали иллюстрацией к Гомеру, так как это самый известный источник. Внимательное изучение деталей опровергло эту гипотезу и привело историков к неожиданному открытию.
Специалисты проанализировали иконографию памятника и сравнили изображения с текстами древних трагедий. Анализ показал, что мастер опирался на пьесу "Фригийцы" афинского драматурга Эсхила. От этого произведения до современности дошли лишь короткие отрывки, но мозаика позволила восстановить ключевые сцены драмы.
Главное доказательство скрывалось в финальной части триптиха. На ней изображены большие весы. На одной чаше лежит мертвый Гектор, на другой — груда золота. В тексте "Илиады" царь Приам просто привозит богатый выкуп, состоящий из тканей и драгоценностей, никакого взвешивания там не происходит. Этот момент был центральным эпизодом именно в пьесе Эсхила.
Другие детали изображений также противоречили тексту Гомера. В первой сцене герои сражаются на колесницах, тогда как в классической поэме знаменитая дуэль проходила в пешем строю.
Во второй части Ахилл волочит тело врага вокруг кургана своего друга Патрокла. На это указывает неприметная фигура змеи — древний символ места погребения и духа умершего. Более поздние авторы и художники обычно переносили это действие под стены Трои, и она происходила на глазах жителей.
Авторы научной работы объяснили, откуда римские ремесленники в британской провинции взяли такие редкие и древние образы. Мастера не читали оригинальные свитки с пьесами в библиотеке. Они использовали специальные "каталоги узоров", которые передавались из поколения в поколение.
Дизайн панелей в Ратленде повторил рисунки с греческих ваз, монет и серебряной посуды. Эти схемы циркулировали в Средиземноморье за 800 лет до того, как их выложили из цветного камня.
Сделанное открытие подтвердило тесную связь римской Британии с высокой культурой классического мира. Заказчик мозаики продемонстрировал глубокое знание литературы и утонченный вкус. Он выбрал для украшения своего дома редкую версию легенды, чтобы отличаться от соседей и впечатлять гостей образованностью.
Лента новостей
0