"Географию нельзя отменить": публицист Мардан о роли России на Южном Кавказе

Подписаться
В России ситуацию и процессы на Южном Кавказе отслеживают в круглосуточном режиме, и свое влияние в этом регионе Москва намерена восстановить. Об этом сказал в авторской программе Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения российский политический обозреватель и публицист Сергей Мардан.

Южный Кавказ более чем важен, и за влияние тут следует и нужно бороться

Транзитная ценность Южного Кавказа изначально была очевидна для всех, считает эксперт. И это даже несмотря на то, что в конце восьмидесятых – начале девяностых в регионе начались процессы, которые его буквально взорвали изнутри.
"Тогда началось сразу несколько гражданских конфликтов, где-то громкие, где-то тихие. Однако в тот период это никого особо не интересовало. Времена были такие, мол, варятся где-то там люди в собственном соку, не до них", - сказал он.
Создавалось ощущение, что все это происходит где-то на задворках мира, где-то очень далеко. Хотя в действительности такой подход и тогда был большой ошибкой. Достаточно было лишь посмотреть на карту, чтобы понять - география определяет все, и в том числе особую ценность этого региона. Определенное прозрение наступило тогда, когда был построен и введен в эксплуатацию нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (связывает Южный Кавказ с мировыми рынками, минуя Россию - ред), добавил он.
До этого момента между глобальными игроками и транснациональными корпорациями шла тайная борьба за влияние в этом регионе. И именно тогда вдруг ко всем пришло осознание, что Южный Кавказ более чем важен, и за него стоит и нужно бороться, уверен политический обозреватель. И активность западных геополитических игроков – тех же Евросоюза и Соединенных Штатов – можно объяснить именно этим обстоятельством.

Политический фортель Трампа и малый потенциал Европы

“У меня своеобразное мнение касательно того политического фортеля, который выкинул президент США в связи с изобретением “дороги Трампа”, соединяющей Нахичевань с “большим Азербайджаном”. Я не очень верю в то, что Америка, которая, слишком удалена от этого региона, не имеет никакого прямого транзитного доступа к нему, чтобы непосредственно влиять, действительно делает серьезную ставку на реализацию такого смелого, скажем так, геополитического проекта", - сказал Мардан.
Он считает это своеобразной геополитической спецоперацией в формате “выгорит – хорошо, а не получится, ну и ладно”.
То же самое касается и Евросоюза. Риторика, которую принято там использовать, говоря о Южном Кавказе, вне логики, считает эксперт, поскольку европейцы, имея определенные амбиции, очевидно не обладают ресурсами, чтобы распространить свое политическое, экономическое, военное влияние на этот регион.
"Через кого? Ну, условно, через Грузию – в общем, сомнительно. Через Азербайджан – ну, где Азербайджан, а где Европа, извините меня. Ну да, это как бы торгово-экономические партнеры, но это ни о чем не говорит", - добавил эксперт.
Только в одном пункте, по мнению Мардана, была и наличествует определенная логика долгосрочной политической игры, и касается она позиции Великобритании, – отмечает Мардан и объясняет. - Британские элиты на протяжении 250 с лишним лет действительно выработали определенные компетенции в области управления конфликтами, в области того, что принято называть мягкой силой. Именно они умеют это конвертировать во влияние, что, собственно, именно сейчас и видим”.

После СВО Россия очень быстро решит все региональные проблемы

Для России же ситуация в этом регионе складывается точно так же, как и со всеми остальными постсоветскими странами, считает эксперт. Четвертый год идут боевые действия на украинском плацдарме. Москве просто не до тех проблем, которые накопились и продолжают накапливаться. Касается это не только Армении, Грузии и Азербайджана, но и всех остальных на постсоветском пространстве.
“Пока продолжается СВО, все политические, финансовые, интеллектуальные ресурсы России сконцентрированы на западном направлении. Судя по всему, на текущий момент существует генеральная линия отложить все региональные проблемы “на потом”. А вот когда боевые действия закончатся, то все региональные проблемы будут решены достаточно быстро, и касается это не только Южного Кавказа”.
Что же касается конкретно Армении, то ей сейчас необходимо выходить из изоляции, но рассчитывать при этом на США или Евросоюз не стоит. Географию то никак не отменишь, уверен Мардан.
“Смотрим на политическую карту мира, и она подсказывает - в нынешних условиях становления нескольких крупных региональных центров силы (как принято говорить - многополярный мир) возникновение новых патронов невозможно. И в то же время очевидно, что безопасность Армении должна гарантироваться крупной региональной державой”, - считает он.
Ранее российский востоковед-иранист Каринэ Геворгян в авторской программе Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения отметила, что на фоне повышенного интереса мировых держав к Южному Кавказу этот регион обретает такую же значимость в плане коммуникаций, как это было в античные времена.
Лента новостей
0