https://am.sputniknews.ru/20251215/diversifikatsiya-ili-diversiya-buduschee-armyanskoy-energetiki-pod-voprosom-96891425.html
Диверсификация или диверсия? Будущее армянской энергетики под вопросом
Диверсификация или диверсия? Будущее армянской энергетики под вопросом
Sputnik Армения
Действуя в угоду западным интересам, Армения рискует лишиться энергетической независимости, полагает колумнист Sputnik Армения Арман Абовян. 15.12.2025, Sputnik Армения
2025-12-15T21:30+0400
2025-12-15T21:30+0400
2025-12-15T22:20+0400
армения
новости армения
аналитика
колумнисты
политика
энергетика
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/510/17/5101723_0:0:1600:901_1920x0_80_0_0_faac7018c047c784febb32441306da35.jpg
Как известно, сразу после обретения Арменией независимости европейские страны и США периодически выступали с проектами так называемой диверсификации армянской энергетики, что на деле означает отрыв Армении от партнёрства с российской или иранской сторонами в сфере энергетики. И если иранская энергетика была представлена в Армении в основном малыми поставками горюче-смазочных материалов и иранского газа для Разданской ТЭС с возвратом в иранскую энергосеть электричества (то есть газ в обмен на электричество), то сотрудничество с российской стороной — это спасательный круг для армянской экономики.Это и поставки газа по беспрецедентно низким ценам ($165 за тысячу кубометров), и модернизация Разданской ТЭС, и заправка АЭС в Мецаморе российским ядерным топливом, и ее обслуживание компанией "Росатом".Но не тут-то было. По мнению западных "доброжелателей", Армению нужно срочно "спасать" от российско-армянского сотрудничества.Хотя ситуация, по сути, абсурдна, но в течение почти тридцати лет ЕС и США скрупулёзно подводили правовую и нормативную базу под вывод России с армянского энергетического рынка.Особенно в последние годы Европейский союз и США последовательно продвигают программы трансформации энергетики Армении под западные стандарты и нормативы.Безусловно, за этим внешне "техническим" процессом стоит чёткая геополитическая линия: ослабление энергетической связи Армении с Россией и вовлечение официального Еревана в турецко-европейский энергетический капкан.Отрыв Армении от России как стратегическая цель уже давно четко прописана в многих международных документах, разработанных ЕС и США.Вот лишь несколько примеров.1. EU Global Gateway (2021)В разделе "Энергетическая трансформация" неоднократно подчёркивается необходимость перестройки энергетических рынков государств-партнеров ЕС по европейским правилам и "диверсификации от российских ресурсов". Кстати, Армения учитывается как страна-партнер.2. Eastern Partnership – Joint Staff Working Document "Recovery, Resilience and Reform" (2021)В документе описывается необходимость реформ "в энергетическом регулировании, тарифной политике и управлении сетями" для синхронизации с европейскими стандартами.3. European Green Deal (2019)Заявлено, что ЕС будет поддерживать страны-партнеры только в случае перехода к европейской модели рынка и отказа от якобы "зависимости от внешних монополий", под которыми фактически подразумевается Россия.4. USAID Power Sector Reform Programs (различные годы)В нашем случае США продвигают модель "либерализации рынка", что в итоге приведет к росту тарифов и открытию энергетического сектора для внешнего (западного) управления.5. Energy Community Treaty (Договор Энергетического Сообщества)Хотя Армения не входит в состав Европейского Союза (и никогда не войдет), ЕС регулярно призывает её "приблизить законодательство" к нормам этого договора. И тут важно учесть, что, например, участие Молдовы и Украины показало, что это означает полный переход на европейскую тарифную модель и фактический отказ от дешёвой электроэнергии.6. EU-Armenia Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement (CEPA, 2017)В разделе энергетики обозначены обязательства Армении по постепенной адаптации законодательства к acquis communautaire — своду законов Европейского союза, в том числе европейскому энергетическому праву.Все эти документы отражают одну и ту же стратегическую линию: перестроить энергетику стран-партнеров под контроль европейского рынка, а заодно лишить их связей с российской энергосистемой.И если кто не в курсе, то Армения уже давно включена в эти процессы как страна-партнер.Например, Армения постепенно изменяет тарифную политику по "евростандартам", однако делает это "тихо", поэтапно, открывая рынок для западных регуляторов и международных консалтинговых структур.Также "по-тихому" Армения внедряет проекты, прописанные в Global Gateway и CEPA, параллельно сокращая внутренние механизмы, обеспечивавшие дешёвую электроэнергию.Это движение объективно делает страну более зависимой от западного финансирования и турецко-азербайджанского энергетического "коридора".Ещё раз подчёркиваю: нужно учитывать примеры, которые у нас перед глазами.Переход Украины и Молдовы к европейской энергетической модели происходил на базе тех же программ и документов, которые сейчас активно имплементируются в Армении.Итог: участие в Energy Community Treaty ( Молдовы — с 2010 года, Украины — с 2011-го) привело к резкому росту тарифов и зависимости от дорогого импорта энергоресурсов из ЕС.А в энергетическом разделе EU-Ukraine Association Agreement/EU-Moldova Association Agreement жёстко прописаны обязательства по скачкообразному повышению тарифов и устранению льгот для социально незащищённых слоев населения.ENTSO-E Synchronization Roadmap (для Украины и Молдовы) уже привел к полному отрыву от постсоветской энергосистемы и переходу под контроль европейского сетевого оператора энергосистем этих стран, что сопровождалось многократным повышением тарифов.Эти документы стали основой того кризиса, который сегодня переживают оба государства: тарифы выросли многократно, системы стали зависимыми от внешней помощи, а энергетический суверенитет фактически утрачен.Кстати, ЕС и США предлагают финансирование реформы энергетики в Армении, однако оно сопровождается обязательствами, прописанными в CEPA, Global Gateway и программах "либеральных" реформ. Эти обязательства обязательно приведут к повторению печального украинского и молдавского сценариев.Вопрос только в следующем:Готова ли Армения отказаться от собственной энергетической модели ради интересов внешних игроков?Готова ли Армения стать придатком турецкой и азербайджанской энергетической системы под эгидой "вестернизации" армянской экономики?Готова ли Армения фактически утратить свою энергетическую безопасность, только чтобы угодить далёким западным "доброжелателям"?От ответов на эти вопросы и будет зависеть жизнеспособность армянской экономики.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/510/17/5101723_165:0:1581:1062_1920x0_80_0_0_49eddd020d943db5372509d668e3b664.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Арман Абовян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/0b/1d/69370563_390:0:2438:2048_100x100_80_0_0_08942ecbcf5f0d7c232fbc30b0241b61.jpg
армения, новости армения, аналитика, колумнисты, политика, энергетика
армения, новости армения, аналитика, колумнисты, политика, энергетика
Диверсификация или диверсия? Будущее армянской энергетики под вопросом
21:30 15.12.2025 (обновлено: 22:20 15.12.2025) Действуя в угоду западным интересам, Армения рискует лишиться энергетической независимости, полагает колумнист Sputnik Армения Арман Абовян.
Как известно, сразу после обретения Арменией независимости европейские страны и США периодически выступали с проектами так называемой диверсификации армянской энергетики, что на деле означает отрыв Армении от партнёрства с российской или иранской сторонами в сфере энергетики. И если иранская энергетика была представлена в Армении в основном малыми поставками горюче-смазочных материалов и иранского газа для Разданской ТЭС с возвратом в иранскую энергосеть электричества (то есть газ в обмен на электричество), то сотрудничество с российской стороной — это спасательный круг для армянской экономики.
Это и поставки газа по беспрецедентно низким ценам ($165 за тысячу кубометров), и модернизация Разданской ТЭС, и заправка АЭС в Мецаморе российским ядерным топливом, и ее обслуживание компанией "Росатом".
Фактически партнёрство с русскими в области ядерной энергетики и поставок дешёвого российского газа вывело Армению на уровень внутренней энергетической независимости.
Но не тут-то было. По мнению западных "доброжелателей", Армению нужно срочно "спасать" от российско-армянского сотрудничества.
Хотя ситуация, по сути, абсурдна, но в течение почти тридцати лет ЕС и США скрупулёзно подводили правовую и нормативную базу под вывод России с армянского энергетического рынка.
Особенно в последние годы Европейский союз и США последовательно продвигают программы трансформации энергетики Армении под западные стандарты и нормативы.
Безусловно, за этим внешне "техническим" процессом стоит чёткая геополитическая линия: ослабление энергетической связи Армении с Россией и вовлечение официального Еревана в турецко-европейский энергетический капкан.
Отрыв Армении от России как стратегическая цель уже давно четко прописана в многих международных документах, разработанных ЕС и США.
Вот лишь несколько примеров.
1. EU Global Gateway (2021)
В разделе "Энергетическая трансформация" неоднократно подчёркивается необходимость перестройки энергетических рынков государств-партнеров ЕС по европейским правилам и "диверсификации от российских ресурсов". Кстати, Армения учитывается как страна-партнер.
2. Eastern Partnership – Joint Staff Working Document "Recovery, Resilience and Reform" (2021)
В документе описывается необходимость реформ "в энергетическом регулировании, тарифной политике и управлении сетями" для синхронизации с европейскими стандартами.
3. European Green Deal (2019)
Заявлено, что ЕС будет поддерживать страны-партнеры только в случае перехода к европейской модели рынка и отказа от якобы "зависимости от внешних монополий", под которыми фактически подразумевается Россия.
4. USAID Power Sector Reform Programs (различные годы)
В нашем случае США продвигают модель "либерализации рынка", что в итоге приведет к росту тарифов и открытию энергетического сектора для внешнего (западного) управления.
5. Energy Community Treaty (Договор Энергетического Сообщества)
Хотя Армения не входит в состав Европейского Союза (и никогда не войдет), ЕС регулярно призывает её "приблизить законодательство" к нормам этого договора. И тут важно учесть, что, например, участие Молдовы и Украины показало, что это означает полный переход на европейскую тарифную модель и фактический отказ от дешёвой электроэнергии.
6. EU-Armenia Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement (CEPA, 2017)
В разделе энергетики обозначены обязательства Армении по постепенной адаптации законодательства к acquis communautaire — своду законов Европейского союза, в том числе европейскому энергетическому праву.
Все эти документы отражают одну и ту же стратегическую линию: перестроить энергетику стран-партнеров под контроль европейского рынка, а заодно лишить их связей с российской энергосистемой.
И если кто не в курсе, то Армения уже давно включена в эти процессы как страна-партнер.
Например, Армения постепенно изменяет тарифную политику по "евростандартам", однако делает это "тихо", поэтапно, открывая рынок для западных регуляторов и международных консалтинговых структур.
Также "по-тихому" Армения внедряет проекты, прописанные в Global Gateway и CEPA, параллельно сокращая внутренние механизмы, обеспечивавшие дешёвую электроэнергию.
Это движение объективно делает страну более зависимой от западного финансирования и турецко-азербайджанского энергетического "коридора".
Ещё раз подчёркиваю: нужно учитывать примеры, которые у нас перед глазами.
Переход Украины и Молдовы к европейской энергетической модели происходил на базе тех же программ и документов, которые сейчас активно имплементируются в Армении.
Итог: участие в Energy Community Treaty ( Молдовы — с 2010 года, Украины — с 2011-го) привело к резкому росту тарифов и зависимости от дорогого импорта энергоресурсов из ЕС.
А в энергетическом разделе EU-Ukraine Association Agreement/EU-Moldova Association Agreement жёстко прописаны обязательства по скачкообразному повышению тарифов и устранению льгот для социально незащищённых слоев населения.
ENTSO-E Synchronization Roadmap (для Украины и Молдовы) уже привел к полному отрыву от постсоветской энергосистемы и переходу под контроль европейского сетевого оператора энергосистем этих стран, что сопровождалось многократным повышением тарифов.
Эти документы стали основой того кризиса, который сегодня переживают оба государства: тарифы выросли многократно, системы стали зависимыми от внешней помощи, а энергетический суверенитет фактически утрачен.
Кстати, ЕС и США предлагают финансирование реформы энергетики в Армении, однако оно сопровождается обязательствами, прописанными в CEPA, Global Gateway и программах "либеральных" реформ. Эти обязательства обязательно приведут к повторению печального украинского и молдавского сценариев.
Вопрос только в следующем:
Готова ли Армения отказаться от собственной энергетической модели ради интересов внешних игроков?
Готова ли Армения стать придатком турецкой и азербайджанской энергетической системы под эгидой "вестернизации" армянской экономики?
Готова ли Армения фактически утратить свою энергетическую безопасность, только чтобы угодить далёким западным "доброжелателям"?
От ответов на эти вопросы и будет зависеть жизнеспособность армянской экономики.