https://am.sputniknews.ru/20251222/malyy-biznes-v-armenii-ostalsya-odin-na-odin-s-supermarketami-ekspert-o-riskakh-96984734.html
Малый бизнес в Армении остался один на один с супермаркетами? Эксперт о рисках
Малый бизнес в Армении остался один на один с супермаркетами? Эксперт о рисках
Sputnik Армения
Крупные торговые сети развиваются, однако интересы малого бизнеса в Армении плохо защищены, нет и государственных программ по обучению малого бизнеса... 22.12.2025, Sputnik Армения
2025-12-22T09:09+0400
2025-12-22T09:09+0400
2025-12-22T10:44+0400
армения
новости армения
аналитика
торговля
супермаркет
малый и средний бизнес в армении
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0c/0f/96911377_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_3dfabc8f95c0aa9b5f7cdfd2d61121ba.jpg
ЕРЕВАН, 22 дек — Sputnik, Арам Гарегинян. Крупные торговые сети начинают выходить в регионы Армении. С одной стороны, это привносит новое качество торговли и обслуживания, с другой – следом за сетями приходит целая "армия" крупных поставщиков, оставляя местных производителей (например, кондитерских изделий или молочной продукции) вне игры. Директор НПО "Ассоциация сотрудничества малого и среднего предпринимательства" Акоп Авакян в беседе со Sputnik Армения заявил, что проблема доминирования торговых сетей не нова, и требует государственного регулирования.Наши "передовые" позицииВ недавно опубликованном исследовании Всемирного банка отмечается, что доля четырех крупнейших сетей в розничной торговле продуктами питания (среди неспециализированных продуктовых магазинов) в Армении составляет 46,3%, что выше показателей в сопоставимых странах (где средний показатель держится на уровне 38%). В оптовой торговле продуктами питания доля четырех крупнейших компаний составляет около 33% (в сопоставимых странах - около 19%)."Нельзя сказать, что супермаркеты в других странах не хотят доминировать, однако в цивилизованных странах к ним применяются ограничения: они не могут располагаться в центре города, в некоторых странах не работают по выходным и т. д. Это делается, чтобы защитить не только мелких производителей и небольшие магазины, но и само государство, чтобы оно не впадало в зависимость от крупного бизнеса. Например, в Армении доминирующее положение одного-двух предприятий по определенным товарам таково, что они могут создать искусственный их дефицит (если по той или иной причине объявят временный бойкот). Для государства важно исключить такую, даже теоретическую, возможность", – говорит Авакян.Сети, импорт и производство не должны быть в одних рукахЧтобы торговые сети не могли оказывать системного воздействия на экономику, несколько лет назад в Совете по развитию малого и среднего бизнеса (который возглавляет вице-премьер) Авакян предложил установить требование, запрещающее сетям импортировать и производить товары. Это предложение не было принято, хотя оно могло бы дать мелким производителям возможность для развития. Вместо этого, добавил он, были случаи, когда торговые сети, видя, что продукция того или иного малого бизнеса хорошо продается, начинали ее копировать.Из предложений ассоциации было принято лишь одно, согласно которому, начиная с прошлого года, установлен максимальный срок оплаты поставщикам — за продукты питания 30 дней, за непродовольственные товары — 60 дней."Конечно, это своего рода сдерживающий механизм, и у нас есть сети, которые теперь работают более грамотно, соблюдая документацию и другие требования. Однако эффект от этих изменений ограничен из-за доминирующего положения сетей", – полагает Авакян.Добавим, что, согласно тому же исследованию Всемирного банка, не только сети завоевывают значительную часть общего объема розничной торговли, но и порядка 44% сетевой торговли приходится на самую крупную компанию.Правда, за последние год-два конкуренция между сетями усилилась, появились новые игроки, поэтому, возможно, переговорная позиция производителей укрепилась (они могут сказать конкретной сети "не вы, так другие"). В ответ на это наше замечание Авакян подчеркивает, что на практике это не помогает в случае со многими продуктами. Например, в сложной ситуации находится интенсивное садоводство. В Армении растет объем урожаев таких садов, у которых имеется также экспортный потенциал. Однако на внутреннем рынке многие из них выживают с трудом, поскольку сети диктуют им невыгодные условия, особенно в сезон сбора урожая."Если здесь мы не урегулируем условия, у нас будет сокращение производства продуктов питания, то есть возникнет проблема продовольственной безопасности", – отмечает Авакян.На фоне всего этого эксперт убежден, что аргументы о том, что "у нас свободная конкуренция, и сети должны действовать так, как считают нужным", не очень убедительны.“Товар некачественный, зачем мне его приобретать?”Естественно, торговые сети могут возразить на это, заявив, что они руководствуются стандартами качества, которые почти не соблюдаются в областях, среди производителей гаты или мацуна, а владельцы супермаркетов не обязаны никого учить культуре производства. Здесь вновь следует вспомнить о роли государства. Авакян напоминает, что в Армении в свое время действовал Национальный центр развития МСП, занимавшийся обучением и консультированием.Немного отступая от темы, следует отметить, что начиная со следующего года сотрудники Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов смогут в сфере общепита проверять международные стандарты качества и безопасности HACCP (Hazard analysis and critical control points — “анализ рисков и критические контрольные точки”). Авакян отмечает: очевидно, что некоторые заведения не соответствуют этим правилам, однако проблема именно в том, что у государства не было структуры, которая бы разъяснила, как их следует соблюдать. Иначе получается, что государство сначала разрешает таким бизнесам открываться, а затем ставит их перед фактом.Кто должен заняться этими проблемами?На днях состоится очередное заседание Совета МСП под председательством вице-премьера Тиграна Хачатряна, где будет обсуждаться стратегия развития этого сектора."Ассоциация МСП представит вышеупомянутые предложения, но также ожидает уточнения, какое ведомство и за какие вопросы ответственно в плане развития МСП. Экономическая активность, занятость в областях, профессиональная подготовка – это вопросы, требующие взаимодополнения нескольких министерств", – подчеркивает Авакян.Ожидается также, что эти подходы будут отражены в положениях экономической политики правительства, которая должна быть опубликована в начале следующего года.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/0c/0f/96911377_89:0:1512:1067_1920x0_80_0_0_d6b62409a803963657933c2611e1e984.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, аналитика, торговля, супермаркет, малый и средний бизнес в армении
армения, новости армения, аналитика, торговля, супермаркет, малый и средний бизнес в армении
Малый бизнес в Армении остался один на один с супермаркетами? Эксперт о рисках
09:09 22.12.2025 (обновлено: 10:44 22.12.2025) Крупные торговые сети развиваются, однако интересы малого бизнеса в Армении плохо защищены, нет и государственных программ по обучению малого бизнеса стандартам качества и маркетинга.
ЕРЕВАН, 22 дек — Sputnik, Арам Гарегинян. Крупные торговые сети начинают выходить в регионы Армении. С одной стороны, это привносит новое качество торговли и обслуживания, с другой – следом за сетями приходит целая "армия" крупных поставщиков, оставляя местных производителей (например, кондитерских изделий или молочной продукции) вне игры. Директор НПО "Ассоциация сотрудничества малого и среднего предпринимательства" Акоп Авакян в беседе со
Sputnik Армения заявил, что проблема доминирования торговых сетей не нова, и требует государственного регулирования.
В недавно опубликованном исследовании Всемирного банка отмечается, что доля четырех крупнейших сетей в розничной торговле продуктами питания (среди неспециализированных продуктовых магазинов) в Армении составляет 46,3%, что выше показателей в сопоставимых странах (где средний показатель держится на уровне 38%). В оптовой торговле продуктами питания доля четырех крупнейших компаний составляет около 33% (в сопоставимых странах - около 19%).
"Нельзя сказать, что супермаркеты в других странах не хотят доминировать, однако в цивилизованных странах к ним применяются ограничения: они не могут располагаться в центре города, в некоторых странах не работают по выходным и т. д. Это делается, чтобы защитить не только мелких производителей и небольшие магазины, но и само государство, чтобы оно не впадало в зависимость от крупного бизнеса. Например, в Армении доминирующее положение одного-двух предприятий по определенным товарам таково, что они могут создать искусственный их дефицит (если по той или иной причине объявят временный бойкот). Для государства важно исключить такую, даже теоретическую, возможность", – говорит Авакян.
Сети, импорт и производство не должны быть в одних руках
Чтобы торговые сети не могли оказывать системного воздействия на экономику, несколько лет назад в Совете по развитию малого и среднего бизнеса (который возглавляет вице-премьер) Авакян предложил установить требование, запрещающее сетям импортировать и производить товары. Это предложение не было принято, хотя оно могло бы дать мелким производителям возможность для развития. Вместо этого, добавил он, были случаи, когда торговые сети, видя, что продукция того или иного малого бизнеса хорошо продается, начинали ее копировать.
"Например, торговые сети могли бы начать партнерство с мелкими производителями, сказав: "Дайте нам продукцию по таким-то и таким-то стандартам, и мы будем ее приобретать ". Конечно, можно возразить: "А зачем это торговым сетям? У них же бизнес, а не благотворителность". Да, но не будем забывать о корпоративной ответственности, которой, к сожалению, мы здесь не видим", – отмечает наш собеседник.
Из предложений ассоциации было принято лишь одно, согласно которому, начиная с прошлого года, установлен максимальный срок оплаты поставщикам — за продукты питания 30 дней, за непродовольственные товары — 60 дней.
"Конечно, это своего рода сдерживающий механизм, и у нас есть сети, которые теперь работают более грамотно, соблюдая документацию и другие требования. Однако эффект от этих изменений ограничен из-за доминирующего положения сетей", – полагает Авакян.
Добавим, что, согласно тому же исследованию Всемирного банка, не только сети завоевывают значительную часть общего объема розничной торговли, но и порядка 44% сетевой торговли приходится на самую крупную компанию.
Правда, за последние год-два конкуренция между сетями усилилась, появились новые игроки, поэтому, возможно, переговорная позиция производителей укрепилась (они могут сказать конкретной сети "не вы, так другие"). В ответ на это наше замечание Авакян подчеркивает, что на практике это не помогает в случае со многими продуктами. Например, в сложной ситуации находится интенсивное садоводство. В Армении растет объем урожаев таких садов, у которых имеется также экспортный потенциал. Однако на внутреннем рынке многие из них выживают с трудом, поскольку сети диктуют им невыгодные условия, особенно в сезон сбора урожая.
"Если здесь мы не урегулируем условия, у нас будет сокращение производства продуктов питания, то есть возникнет проблема продовольственной безопасности", – отмечает Авакян.
На фоне всего этого эксперт убежден, что аргументы о том, что "у нас свободная конкуренция, и сети должны действовать так, как считают нужным", не очень убедительны.
“Товар некачественный, зачем мне его приобретать?”
Естественно, торговые сети могут возразить на это, заявив, что они руководствуются стандартами качества, которые почти не соблюдаются в областях, среди производителей гаты или мацуна, а владельцы супермаркетов не обязаны никого учить культуре производства. Здесь вновь следует вспомнить о роли государства. Авакян напоминает, что в Армении в свое время действовал Национальный центр развития МСП, занимавшийся обучением и консультированием.
"Например, когда в нашей стране активно начала развиваться гостиничная сфера, ее движущей силой были специалисты НЦР МСП, которые разъясняли все необходимые нюансы этого дела. Сегодня также они могли бы помочь с обучением и другими вопросами", – отмечает он.
Немного отступая от темы, следует отметить, что начиная со следующего года сотрудники Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов смогут в сфере общепита проверять международные стандарты качества и безопасности HACCP (Hazard analysis and critical control points — “анализ рисков и критические контрольные точки”). Авакян отмечает: очевидно, что некоторые заведения не соответствуют этим правилам, однако проблема именно в том, что у государства не было структуры, которая бы разъяснила, как их следует соблюдать. Иначе получается, что государство сначала разрешает таким бизнесам открываться, а затем ставит их перед фактом.
Кто должен заняться этими проблемами?
На днях состоится очередное заседание Совета МСП под председательством вице-премьера Тиграна Хачатряна, где будет обсуждаться стратегия развития этого сектора.
"Ассоциация МСП представит вышеупомянутые предложения, но также ожидает уточнения, какое ведомство и за какие вопросы ответственно в плане развития МСП. Экономическая активность, занятость в областях, профессиональная подготовка – это вопросы, требующие взаимодополнения нескольких министерств", – подчеркивает Авакян.
Ожидается также, что эти подходы будут отражены в положениях экономической политики правительства, которая должна быть опубликована в начале следующего года.