Как Наполеон стал армянином и чем запомнился Карен Демирчян?

© Sputnik / Artak AghababyanСпортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна в день заседании Евронест (22 февраля 2022). Еревaн
Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна в день заседании Евронест (22 февраля 2022). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 22.02.2026
Подписаться
Умные правители славное прошлое забыть не дают, тех же, кто этого не делает, назвать умными трудно, отмечает колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян.
В то время как Азербайджан играет мускулами, Ереван смиренно склоняет голову и выполняет все требования Баку. Всякое напоминание о славном прошлом своей страны нынешние власти Армении воспринимают как альтернативу мирной повестке дня, в которую кроме официального Еревана мало кто верит.
"Да, мы видели, танк и солдат стояли и что? От этого уровень нашей безопасности улучшился? Наоборот..." — Никол Пашинян, премьер-министр Армении.
"Чего только при Пашиняне на площади Республики мы ни видели, но военные парады как ветром сдуло. Стесняемся, что ли, показать свою армию, если она, конечно, есть…" — Артур Киракосян, бывший директор школы вечернего обучения, сегодня пенсионер.
"Мы должны понимать, что нам предстоит долгая дорога мира, это очень непросто. Мир может быть только, когда будут два равных соседа. Если один будет унижаться перед вторым, ничего не получится, никакого мира не будет", – Рубен Варданян, всемирно известный филантроп, ныне заключенный бакинской тюрьмы.
Запутаться в трех воззрениях трудно, все три об одном: мир между сильными государствами — это то, что необходимо всем, но, когда одни свою армию славят и укрепляют, а другие выводить на парад как бы стесняются и показывают ее в виде почетных караулов, рассчитывать на прочный мир трудно. Как ни философствуй, стать силой слабость не сможет, ни в физическом, ни в философском смысле. Было, есть и будет.
— За последние тридцать лет число вооруженных конфликтов в мире выросло в четыре раза, — объяснила положение дел президент МККК (Международный Комитет Красного Креста) Мирьяна Сполярич-Эггер.
Ничего хорошего для нас, но спросите любого очевидца, а тем более, участника войны, и если проигравший возьмется утверждать, что слабая армия лучше сильной, ищите диагноз у психиатра.
"Нам надо будет пройти большое внутреннее возрождение, восстановить самих себя", — эта ключевая мысль, озвученная Рубеном Варданяном, и самом деле очень важна. Возродить самих себя, означает не предавать забвению, а помнить и напоминать о равном значении силы и ума для страны, государства, народа. Слабеньких в мире в расчет не берут и за один стол не сажают.
Теперь о "внутреннем возрождении и восстановлении самих себя", от знающих Армению изнутри в последние восемьдесят с лишним лет.
Наблюдение первое и главное. Страна всегда стремилась стать сильной, умной, узнаваемой и со временем это у нее получилось. Начиналось с наивного, можно сказать смешного — стоило в титрах кинофильма появиться фамилии, оканчивающейся на "ян", как зал отзывался бурными продолжительными аплодисментами.
Или. Долгое время по рукам армян ходили списки имен великих мира сего, без "ян" в конце фамилии, но уверенно причисляемых молвой к своей нации. Начиналось чуть ли не с императора Наполеона, полководца Суворова и заканчивалось героями нашего времени. Казалось, глупость, мелочь, ерунда, на самом деле — желание самоутвердиться, оказаться с сильными и именитыми в одном ряду.
Со временем потребность в присваивании, придумывании, приписывании того, что не твое, у армян стала сходить на нет — рождались на свет и стали показывать себя в деле люди высшей категории профессионализма. При этом интеллектом своих сородичей мы гордились не меньше, чем их физической силой.
Чтоб стало понятней: с одной стороны — всемирно известные астрофизик Виктор Амбарцумян, математик Сергей Мергелян, биофизик Лев Пирузян, авиаконструктор Артем Микоян, шахматист Тигран Петросян и еще, и еще, и еще.
С другой – штангист Юрик Варданян, борец Норик Мушегян, футболист Никита Симонян, боксер Владимир Енгибарян и так далее, далее, далее. Все в превосходной степени, потому что лучшие, а лучшие, потому что армяне. Момент бахвальства, безусловно, присутствует, но у кого из малых народов его нет?
С одной стороны взлет науки, литературы, искусства, с другой, когда настало время – создание собственной армии и опять имена: Вазген Саркисян, Аркадий Тер-Тадевосян, Леонид Азгалдян, герои Карабахской войны, а до них – маршалы времен Советского Союза: Ованнес Баграмян, Сергей Худяков (Ханферянц), адмирал флота Ованнес Исаков, дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян...

То есть, из ничего нечто не рождается, а если появляется что-то значимое, значит было из чего. Умные правители славное прошлое забыть не дают, тех же, кто этого не делает, назвать умными трудно.

Если вы стоите, то быстро сядьте: армяне никогда не умели строить, ни дорог, ни улиц, ни домов, все это из области легенд и мифов, — сказал недавно Пашинян и не поперхнулся. То есть, то, чем веками гордились армяне – чушь, блеф, пустота. Тогда откуда в Ереване, Тбилиси, Баку, не говоря уже о других городах мира, шедевры строительного дела в виде церквей, театров, общественных сооружений, просто жилых домов?
Кто придумал и построил аэропорт "Звартноц", Спортивно-концертный комплекс, мемориал жертвам Геноцида Цицернакаберд, летний кинотеатр "Москва", метрополитен, заложил жилой массив "Ачапняк", проложил тоннель Арпа-Севан? Армянские строители.
Каждое сооружение связано с именем кого-либо из главных руководителей Армении прошедших лет. Яков Заробян – памятник Геноциду армян, начало реконструкции центра Еревана; Антон Кочинян – первые дома жилого массива "Ачапняк", подземный тоннель Арпа-Севан; Карен Демирчян – СКК, метрополитен, первый Норкский жилой массив Еревана. Дело было сделано, имена лидеров республики остались в памяти.
Что в этом смысле останется после Пашиняна? Винные фестивали на улице Московян, виртуальные сердечки избирателям от премьер-министра в шляпе или светящееся счастьем лицо на фотографии рядом с Трампом?
Лента новостей
0