Семья Агабек оказалась в Индии, переехав в дальние края из Нор-Джуги под Исфаханом, куда переселил армян персидский шах Аббас I, спасая их от наседавших турок — их ремесла, богатства спасая, но в первую очередь, конечно, жизни. Агабеков привлекла Индия, с ее бескрайними возможностями для торговли, и они перебрались в Калькутту. Тогда многие армяне, ремесленники и купцы, переселились в это экзотическое далеко, поразив даже видавшую виды Индию своими умениями в резьбе по камню, ковроткачестве, набивке тканей, огранке драгоценных камней, ювелирном искусстве и чеканке.
С рождением Анаит родители вернулись в Калькутту, там ее отдали учиться в "Восточную семинарию", в стенах которой ей стали родными английский и санскрит, а армянский она выучила с малолетства — дома разговаривали только на родном языке. В семинарии Анаит училась вместе с Рабиндранатом Тагором.
Замуж она не спешила, причем в те годы, когда это старались сделать как можно скорее, и вышла за богатого торговца Микаэла Абгара в 29 лет. Видно, не зря ждала именно его — Микаэл был без ума от Анаит и называл ее Дианой. Так Анаит стала Дианой Абгар.
Свадебное путешествие получилось интересным — они побывали в Гонконге, Китае и Японии. В Стране Восходящего солнца, в старинном городе Кобэ, они и решили обосноваться, открыли торговую компанию по импорту и экспорту различных товаров, построили свой отель — "Большую восточную гостиницу".
Какой же бессмысленной тварью он должен быть: на что так и не обернулся великий Туманян >>
Диана Абгар интересовалась в жизни всем, что было ей по силам и вызывало интерес. Как-то в Индонезии, где супруги оказались по торговым своим делам, она опубликовала статью в местной газете — там были заметки об экологическом состоянии индонезийских городов. Статьи принесли ей известность, и супруги стали своими и в этой стране. Потом она засела за повести и романы. Первый же опубликованный имел оглушительный успех, и Диана Абгар стала самым читаемым англоязычным автором Японии.
Микаэл, супруг Дианы, скончался скоропостижно в 1906 году. После этого Диана с детьми переезжает в Иокогаму, где открывает новый торговый дом, занимаясь теперь поставками не только по Азии, но и в Европу и США.
Скоро ей предложили работу в отделе протоколов МИД Японии. Диана не имела нужды в дополнительном заработке, но охотно согласилась — там было над чем поработать. Очень быстро яркая и красивая армянка становится одной из самых заметных фигур в кругах дипломатов. С ее безупречными манерами и изысканным вкусом она стала обязательным участником министерских и правительственных раутов и встреч.
Теперь статьи ей почитают заказать "Таймс" и "Фигаро".
1909-й год отметился новым всплеском насилия против армян в киликийской Адане. Диана откликается статьями, романами в японской и зарубежной прессе. В издательствах выходят книги, она переписывается с рядом известных политиков и общественных деятелей, среди них — губернатор Нью-Джерси Вудро Вильсон.
От Геноцида армяне бежали не только на запад и на север, многие ушли на восток. Около полутысячи человек оказались во Владивостоке, который тогда был под японской оккупацией. Власти требовали, чтобы во избежание попрошайничества и воровства каждый из прибывших в портовый город армян имел при себе минимум 1500 иен.
О деятельности Дианы Абгар тогда в газетах писали, что ее компания была приспособлена под офис дипломатической миссии для армянских беженцев, а дом — под временное прибежище. По ее поручительству японские власти и европейские консулы выдавали беженцам-армянам пропуска. У местной полиции одно ее слово стоило больше, чем какой-либо официальный документ.
В случае возникаюших недоразумений власти неизменно обращались к госпоже Абгар, и она добрым словом, нравственным воздействием, материальными средствами поддерживала оказавшихся в этих краях, отправляя их в нужном направлении.
Эпопея армянского гения: как консервы убили "вахтанговскую Библию" >>
На Дальнем Востоке госпожа Абгар стала единственным человеком, помогавшим армянам, не знавшим ни языка, ни местных обычаев. Она оказывала им такую материальную помощь, что вызвала непомерной щедростью своей серьезное беспокойство у родных детей. Часто американские и английские власти под ее поручительство выдавали армянам пособия, чтобы те могли добраться до Америки или Англии.
По ее просьбе пароходные компании предоставляли армянам билеты с большими скидками.
В 1918 году Япония одной из первых стран признала независимость Первой республики Армения — именно благодаря деятельности Дианы Абгар. В июле 1920 года, накануне подписания Севрского договора, премьер-министр и министр иностранных дел Армении Амазасп Оганджанян назначил Диану Ованес Абгар дипломатическим представителем и генеральным консулом Армении на Дальнем Востоке, Чрезвычайным и Полномочным послом Армении в Японии.
Могила Дианы Абгар украшена, как и соседняя, ее мужа, армянским крестом из белого камня. Это кладбище "Гайдзин Боти" в Иокогаме, тут хоронят иностранцев. Эти могилы и сейчас ухожены — японцы не отличаются забывчивостью. А мы?