Саркису Кандаряну в 1915 году было 16, когда он, вместе с братом, сумел ускользнуть от турецких убийц, которые громили их деревню недалеко от Ардвина в Западной Армении. Они оказались в Сирии, а затем в Америке. Там, в Бостоне, у Саркиса ровно век назад родился сын – его назвали Эверетт.
Надежная социальная база позволила семье позаботиться об образовании Эверетта – он посещал одну из самых престижных городских школ, проявляя неподдельный интерес в особенности к естественным наукам. Родители мечтали сделать из единственного сына врача – специальность ведь уважаемая и хорошо оплачиваемая – но нашелся школьный учитель, который изменил семейные планы.
Армянин, миллионер и масон Лианозов: заклятый враг, которого большевики боялись>>
Учителем этим был отставной военный Джон Сигельман. Как именно он увидел блестящие перспективы юноши в военной карьере — осталось неизвестным, но 17-летний Эверетт отправился в Кембридж именно для обучения отнюдь не мирной профессии. Саркис его поддержал, а вот мать так и не смирилась с выбором сына: "Каждый день мама писала мне письма в училище, я понимал ее переживания, ведь во время войны и Геноцида она потеряла почти всех родственников", — напишет через много лет Кандарян в воспоминаниях.
В 1940 году он окончил военную академию штата Массачусетс с отличием, став младшим сержантом сухопутных войск США. По совету наставников он сразу же после выпускной церемонии направился в высшее командное училище вооруженных сил в Вест-Пойнте. Его он окончил через три года уже лейтенантом.
А ведь 1943 год был разгаром войны с нацистской Германией, и в американской армии было немало представителей армянской общины. Героических представителей, кстати: "Айк Шекерджян, Эрнест Дервишян и Саркис Григорян были моими кумирами. Я всегда мечтал встретиться с ними, попросить совета и просто поговорить. Словами не передать, что творилось в Бостоне, когда вернулся Эрнест Дервишян. Губернатор, мэры городов и тысячи людей встречали его цветами и криками "Слава стране, слава штату, слава Дервишяну". На следующий день он приехал на встречу с лидерами армянской общины города, куда удалось попасть и мне", — пишет Кандарян в мемуарах.
Богатейшая армянская династия России конца XIX века: серая икра и черная нефть>>
До середины 1950-ых Кандарян чередовал активную армейскую службу с обучением, стал майором и получил назначение в военный лагерь специальных подразделений армии США в Сиэтле, в качестве главного специалиста по вопросам вооружения. Затем больше десятилетия Кандарян отвечал в генеральном штабе американской армии за материальное и техническое обеспечение, в том числе и в период войны во Вьетнаме. В 1976 году указом министра обороны США Дональда Рамсфелда Эверетт Кандарян был назначен ответственным за проведение мероприятий в честь принятия Декларации независимости Соединенных Штатов.
В 1978 году Кандарян справил 60-летие, к этой дате командование предусмотрело для него несколько наград – в частности, Конгресс постановил отметить майора специальной медалью за особый вклад в укрепление боеспособности армии. Уходить с военной службы ветеран вовсе не собирался, и оставался в армии до 73 лет, став полковником и отслужив начальником крупнейшей в США оружейной базы в Вест-Пойнте.
Манташев, которого знал Ротшильд: он построил церковь там, где больше всего грешил>>
Но в 1991 Кандарян не ушел на покой – покой этот, говоря словами поэта, был заслуженным, но нежеланным. Почти вплоть до самой кончины он работал в компании United Technologies главным экспертом по стрелковому оружию, а также ракетным и реактивным двигателям. Кавалер ордена "За выдающиеся заслуги", Эверетт Кандарян ушел в лучший из миров в возрасте 89 лет.