Проект "Север-Юг" - уравнение со множеством неизвестных: зачем Роухани едет в Баку

Намеченный на 28 марта визит иранского президента Роухани в Баку анонсировался более месяца тому назад. В анонсе было сказано, что лидер Ирана посетит церемонию открытия десятикилометрового железнодорожного отрезка иранской и азербайджанской одноименных станций Астара.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

Транспортная карта южно-кавказского региона – это уравнение со многими неизвестными

Из этих десяти километров восемь проходит по территории Азербайджана (от города до государственной границы), остальные два – это иранская территория до города Астара. Таким образом, этот небольшой отрезок железной дороги по берегу Каспия напрямую соединяет железнодорожные ветки Ирана и Азербайджана.

Грузинский геополитический код: как Тбилиси лавирует между Баку и Ереваном

Событие, несомненно, важное для всей логистической карты южно-кавказского региона, поскольку, по мнению авторов проекта, этот стык железнодорожных сетей позволит задействовать часть такого глобального проекта, как "Север – Юг". Грузы по нему должны поступать из Африки и Юго – Восточной Азии в Северную Европу через территории Ирана, Азербайджана и Российской Федерации.

Тегеранский экспресс: присоединится ли Иран к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс>>

По большому счету, когда смотришь на карту региона и, глобальнее, — на политическую карту мира, проект выглядит более чем впечатляющим и реальным. И даже африканский континент становится на порядок ближе к России и Северной Европе, а Иран прорывается и к Средиземноморью. Соединяет свою внутреннюю железнодорожную линию с Ираком, то есть выходит в Сирию.

Однако на самом деле не все так просто, как может показаться при взгляде на карту. Хотя бы потому, что противников иранского прорыва к побережью Средиземного моря, как говорится, "вагон и маленькая тележка". И среди противников – все западные сверхдержавы (как европейские, так и Соединенные Штаты), которые делают все возможное, чтобы удержать Иран на максимальном расстоянии от израильской границы.

Азербайджан строит новую логистику региона, лишь бы удержать в блокаде Армению

С другой стороны, даже если оставить в покое Африканский континент со своими неисчислимыми богатствами, выход на страны Юго–Восточной Азии все-таки остается. Из той же Индии, или даже Китая, грузы по Аравийскому морю, а то и вовсе по Персидскому заливу, действительно достаточно легко попадают в Иран, откуда, по большому счету, и есть прямая дорога как на российский, так и на северо-европейский потребительские рынки.

И все это – в обход Турции, с которой никто в плане логистики связываться не желает, хотя бы по причине достаточно дорогого транзита. Да и дорога через Стамбул (Константинополь) получается в разы длиннее, чем через Южный Кавказ.

"Салам!": армянскую таможню на границе с Ираном расширят втрое>>

Другое дело, что при нынешней геополитической обстановке мыслить обычными логическими категориями попросту не получается. И дорога из Индии через Иран и Кавказ в Европу может оказаться в разы дороже и длиннее, чем любая другая в регионе…

…Это будет всего лишь церемония начала строительства, а вовсе не запуск проекта

Да хотя бы потому, что тот же Иран, кажется, вовсе не горит желанием усиливать связь между своими северными районами, преимущественно населенными азербайджанцами, с самим Азербайджаном.

Арифметика Баку-Тбилиси-Карс: как Азербайджан запустил дорогу для поездов-призраков

На самом деле то, что эти самые десять километров из азербайджанской Астары до иранской Астары до сих пор не были построены (времени то было предостаточно), уже свидетельствует о том, что связываться с Азербайджаном именно по этому вопросу Иран особым желанием не горел.

Вплоть до того, что даже следующий участок строительства этого железнодорожного узла (речь идет о строительстве ветки между иранскими городами Решт – Астара) Тегеран финансировать не соглашался и не хотел.

Армянские тропы в обход изоляции: что выторгует Ереван из проекта "Баку-Тбилиси-Карс">>

Баку же смог выделить Ирану 500-миллионный кредит на строительство этого участка ветки Решт – Астара лишь тогда, когда подписал в 2017 году "нефтяной договор века" на ближайшие 25 лет (общей суммой в 40 миллиардов) и сразу же получил у британской нефтяной корпорации бонус в три миллиарда.

А еще Азербайджан был вынужден сам, на свои средства (еще 60 миллионов долларов), ремонтировать и развивать иранскую станцию Астара, которую взял в эксплуатацию сроком на 15 лет.

Отповедь Тегерана на армяно-израильскую перезагрузку: чего на самом деле боится Иран?

До того, как этот участок не будет введен в эксплуатацию, грузы будут "проезжать" лишние несколько сот километров в обход, из иранского Казвина через Зенджан, что делает железную дорогу неконкурентоспособной с точки зрения товарооборота. А сколько продлится это строительство, никто пока сказать не может (а это немало, почти 200 километров).

Так что церемония открытия десятикилометровой ветки между станциями Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), на котором будут присутствовать президенты обеих стран, – всего лишь символическое начало основных строительных работ, а вовсе не окончательный запуск проекта "Север – Юг", как предсказывают азербайджанские масс-медиа.