30 октября, лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции торжественно открыли железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс (БТК). На нее ушло более миллиарда долларов.
Составы по этой дороге пока идут, мягко говоря, не часто. После запуска по дороге прошли всего два поезда. Поезд из Баку в турецкий порт Мерсин прошел по этому пути за четыре дня. Еще один поезд (с зерном) добирался из казахстанского Кокшетау до турецкого Мерсина в течение 10 дней.
О том, что проект политический было понятно с самого начала. Азербайджан и Турция придумали еще один гениальный план по изоляции Армении и "экономическому процветанию". При любом удачном случае, представители трех стран заявляют во всеуслышание, "какой хороший проект".
Хотя, с Грузией все понятно. Она не платила и не будет (должна погасить кредит Азербайджана за счет транзита товаров).
Было весьма и весьма странно, что в "проект века" США, ЕС или Китай инвестировать не сильно спешили, и, несмотря на горячее желание, так и не успели. Азербайджан взял большую часть расходов на себя – сам построил, и еще дал в долг Грузии (775 миллионов долларов под 2% годовых)
Но, несмотря ни на что, идея-фикс, "всемирно значимый проект" (как сказал Ильхам Алиев) был реализован. Европа сказала пару ободряющих слов, на открытие пришли гости из Казахстана.
Изоляция Армении и России: пиар проекта Баку-Тбилиси-Карс армян не беспокоит>>
"Азербайджан доказал всему миру свою силу, реализовав проект БТК. Доказал, что не только на своей, но и на территории другого государства способен финансировать и строить крупномасштабный, всемирно значимый проект. Таким образом, Азербайджан сумел показать свою силу и сказать свое слово", — сказал председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги", депутат Джавид Гурбанов.
Но нормального анализа экономической целесообразности транспортного коридора, до сих пор, по словам "злых языков", не всплывало.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что без Китая дорога не заработает. БТК должно стать составной частью "Шелкового пути", захватившего умы (или языки) многих политических деятелей на пространстве от Китая до Европы.
Другой вопрос, что у Китая порядка шести вариантов коридоров, с помощью которых он будет доставлять свои товары в Европу. Азербайджан почему-то уверен (ну или по крайней мере, делает вид), что Китай выберет именно его.
Сам Китай тоже пока не определился. При этом, чем больше будет у него выбор, тем лучше, а пока он отправляет товары через российскую территорию. Россия и Китай еще несколько лет назад договорились о скоростной перевозке грузов и с этой целью начали модернизацию путей.
С другой стороны, КНР вложило 1,6 миллиарда долларов в новую электрифицированную железную дорогу, связывающую Мешхед и Тегеран.
Так что, сталось всего ничего, найти грузы и покатить их в Европу, при этом получая порядка миллиарда долларов в год за счет транзита.
По мнению экспертов, главная сложность этого маршрута — необходимость строительства большей части инфраструктуры с нуля, пересечение государственных границ и перевалка грузов с суши на море и обратно.
Кроме того, при строительстве магистрали использовались рельсы двух размеров — старого советского и европейского. В Ахалкалаки эти два типа рельсов сходятся, и на смену колес поездов на этой станции приходится повозиться.
Паромная переправа (в данном случае, на Каспии) обходится недешево. Так что, если все-таки китайские грузы пойдут на юг Европы через Иран, то вряд ли им имеет смысл заходить в Баку, особенно, если из Ирана можно добраться до Турции напрямик.
Но хуже всего, что на "призрачный путь" обозленно смотрят "коварные хаи", которые, как пишут азербайджанские СМИ "прибегают к угрозам, пытаются запугать, явно желая выбить себе возможность воспользоваться преимуществами БТК".
Оказалось, что это не единственный метод. Совсем недавно в Джавахке задержали трех человек (национальность не указана), обвиняемых в краже рельсов БТК на участке Марабда-Карцахи. Вполне возможно, они хотели проложить их там, где они действительно в ближайшее время будут работать.
Тарифные споры по "Баку-Тбилиси-Карс": Грузия на кредитном крючке Азербайджана?>>
Но Азербайджан продолжает реализовать все новые проекты, раздавая кредиты, в том числе Ирану. Так Баку сообщил о выделении Тегерану, который тоже не особо спешит, 500 миллионов долларов для строительства иранского участка железнодорожной линии Решт — Астара. По сообщениям азербайджанский СМИ, еще десятки миллионов долларов выделено на развитие логистики в иранской Астаре.
При этом сам "щедрый" Азербайджан на днях взял у Азиатского банка развития и Французского агентства развития кредиты на реализацию проекта транспортного коридора "Север-Юг" на общую сумму порядка 575 миллионов долларов.
Вот такая вот азербайджанская арифметика или вера в мистические поезда-призраки…