Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Как и следовало ожидать, после того, как армянский министр иностранных дел Эдвард Налбандян посетил Израиль, реакция Ирана не заставила себя долго ждать. Буквально через несколько дней из Тегерана прозвучала достаточно серьезная… ну, отповедь — не отповедь (такое в дипломатии не принято), однако, как минимум, предостережением это действительно назвать можно.
Иранцы не сдержали эмоций, хотя сами понимают, что к чему
Прозвучало предупреждение пока еще из уст пресс-секретаря МИД этой страны Бахрама Касеми. С другой стороны можно быть уверенными в том, что в стране, подобной Ирану, дипломатические оценки не могут просто так, без ведома вышестоящих структур, прозвучать из уст пресс-секретаря внешнеполитического ведомства. Все-таки не Соединенные Штаты Америки со своими Псаки и прочими…
Отвечая на вопрос о поездке руководителя армянского внешнеполитического ведомства в Израиль, Бахрам Хасеми высказался в духе того, что советовал бы (следовательно, нужно понимать, что это мнение руководства Ирана) внимательнее отнестись к своему поведению в кавказском регионе.
Правда, Хасеми сказал также, что Иран предпочитает не вмешиваться во внутренние дела других стран. С другой стороны — предупредил, что они-то (иранцы) знают, что такое "сионистский режим", и что тот делает все возможное, чтобы взорвать ситуацию и стабильность в регионе.
Чего, собственно, и следовало ожидать из Тегерана – подобной резкой отповеди на инициативу Армении и Израиля перезагрузить взаимоотношения, более 25 лет находящиеся в глубокой спячке.
Особенно сейчас, когда две региональные сверхдержавы (на самом деле их можно так называть) целенаправленно обострили свои взаимоотношения настолько, что до лобового боевого столкновения осталось, по большому счету, всего-то ничего.
Карабах в уме: Баку нацелился на иранские ракеты, но Тегерану не нужна война>>
Сирийская мясорубка обернулась победой, одержанной Ираном…
Израиль сейчас себя действительно чувствует крайне некомфортно хотя бы потому, что в итоге всех пертурбаций, к которым привела гражданская война в Сирии, Иран получил сухопутную дорогу до самой сирийско-израильской границы. Тем более, что израильтяне и являются одной из сил, которые спровоцировали гражданскую войну в Сирии в расчете на то, что падет Башар Асад, и можно будет под шумок окончательно решить юридические вопросы, касающиеся, например, Голанских высот. Ну и еще кое-чего…
Были (и есть) вполне обоснованные подозрения, что как США, так и Израиль и Турция оказывали финансовую помощь, поставляли оружие и боеприпасы тем сирийским оппозиционерам, которые пошли на сделку с Исламским Государством и Джебхат ан-Нусра (террористические организации, запрещенные в России и ряде стран).
Запад, и в первую очередь США и Израиль, закрывали на это глаза в расчете на то, что террористическими группировками займутся только после того, как те скинут законно избранного президента Сирии Башара Асада.
Однако ситуация в стране сложилась иначе, чем планировали на Западе: сперва в войну с террористическими группировками вступили иранские добровольческие отряды, которых, конечно же, поддерживал Иран. А затем официальный Дамаск и вовсе сделал ход конем, попросив прийти на помощь Россию, которая приняла решение помочь братскому сирийскому народу.
С того момента, когда свои боевые позиции на территории Сирии развернули российские Военно–космические войска, ход сирийской войны был предрешен.
…и поражением Запада (в первую очередь Израиля)
В итоге получилось так, что сегодня иранцы, с позиций победителей, могут позволить себе диктовать удобные им условия. Тем более что законное руководство Сирии их во всех начинаниях готово поддержать. И вот Иран начинает строительство военной базы, всего лишь в 15 километрах от Дамаска, и об этом с весьма тревожными нотками рассказывает BBC.
В то же время в Тегеране делается заявление о том, что военная промышленность страны начинает производить тяжелые бомбардировщики, которые до нынешнего времени иранцы не производили. Ну, попросту не было в них необходимости, поскольку они, базируясь на аэродромах далеко от вероятного "места работы" (проведения боевых операций), попросту становились легкой мишенью для противника.
А сейчас Иран строит (если эта информация достоверна) военную базу в окрестностях Дамаска, то есть совсем неподалеку от спорных территорий…
Намек? Конечно, причем весьма и весьма прозрачный. На то, что Иран вовсе не намерен останавливаться на достигнутом, ограничиваться освобождением территории Сирии от террористических организаций.
Между Ираном и Израилем разворачивается борьба за Южный Кавказ
Ну и понятно, что при таком глобальном геополитическом раскладе, когда Иран вполне сознательно идет на обострение ситуации со своим идеологическим неприятелем, используя, как говорится, момент, вдруг оказывается, что Израиль, со своей стороны, предпринимает активные шаги на политической арене. Вдруг вспоминает, что где-то там, на политических задворках, тлеют дипломатические взаимоотношения с одной страной, расположенной в регионе, в котором он имеет интересы.
Ну, понятно, что изначально Израиль свои интересы на Южном Кавказе связывал в первую очередь с Грузией и Азербайджаном. А с Арменией предпочитал иметь не совсем, скажем так, дружественный и доброжелательный нейтралитет.
Во всяком случае, огромные объемы оружия продавались именно Азербайджану при наличии карабахского конфликта.
И только сейчас, когда вдруг выясняется, что ставка делалась не на того, на кого нужно, и что свое влияние в регионе окончательно и бесповоротно укрепила Россия, которая, к тому же, создает организацию ЕАЭС, в которую полноценным партнером уже вступила Армения, Тель-Авив начинает делать дипломатические шаги, направленные на сближение с Ереваном.
На самом деле, с кем и на каких условиях и основаниях сотрудничать на международной политической арене, каждой стране решать самой. И вмешиваться, воздействовать, ставить какие-то условия третьей стороне не подобает.
Ереван идет на прорыв: "Север-Юг" завяжет в армянский узел Тегеран и Тбилиси>>
Как не вмешивалась сама Армения, когда Израиль продавал Азербайджану на многие десятки миллионов долларов беспилотники, зная, что те будут использованы на линии карабахско-азербайджанского противостояния. И когда только за "Железный купол", который, по большому счету не спасает от ракетных систем "Искандер", Баку заплатила Тель-Авиву что-то около 4 миллиардов долларов.
Точно так же не вмешивалась Армения, когда Иран начал строить (и скоро введет в эксплуатацию) железную дорогу Решт – Астара.
Думается, Армения сама со всем разберется. Самостоятельно. И свои союзнические отношения и крепкую дружбу с Ираном армяне вовсе не намерены ставить в зависимость от того, как будут развиваться взаимоотношения с Израилем, которые тоже необходимы. Это однозначно.