ЕРЕВАН, 23 июл — Sputnik. Ситуация на армяно-азербайджанской границе остается напряженной. Согласно сообщению Армии обороны Карабаха, азербайджанские вооруженные силы в ночь на вторник кроме пулеметов применили также 60-миллиметровые минометы, направив в сторону армянских позиций более чем 120 снарядов. Министр обороны Армении Сейран Оганян провел ту ночь на передовых позициях. Полученные сведения почти со всех частей армяно-азербайджанской границы свидетельствуют о крайней напряженности и взрывоопасной ситуации.
В то же время на дипломатических площадках происходят абсолютно противоречащие логике пограничных развитий процессы. Новостные ленты последних дней были полны информацией о разных визитах, встречах и заявлениях сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Все в один голос утверждают, что есть предпосылки активизации армяно-азербайджанского переговорного процесса: даже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что необходимо активизировать переговоры вокруг карабахской проблемы, заверив, что в этом вопросе возможен прогресс.
По большому счету, администрация Алиева и не скрывает, что недовольна результатами встреч с армянской стороной и что предложения посредников Минской группы ОБСЕ никак не отвечают ее ожиданиям. Максималистские требования Азербайджана неоднократно озвучивал лидер этой страны, помимо Арцаха касаясь также некоторых территорий РА…
Противопоставление этих двух важных факторов становится предпосылкой обострения ситуации или сохранения относительного покоя на границе. Этим обусловлена обострившаяся в последние два года ситуация на армяно-азербайджанской границе. В Баку поняли, что геополитическое соперничество между Западом и Россией из-за Украины способствовало срыву сотрудничества Москвы и Вашингтона на Южном Кавказе. Если раньше Кремль и Белый дом согласовывали свою политику в нашем регионе, то с декабря 2013 года сдерживающий эти воинственные поползновения Азербайджана фактор уже не работал.
Что касается отклика армянской стороны, то справедливости ради надо отметить, что усилия Еревана ни в военном, ни в дипломатическом плане недостаточны для сохранения устойчивого мира. Администрация Алиева чувствует себя уверенно на передовой только потому, что может контролировать степень обострения. В случае роста опасности Баку просто приостанавливает военную активность, будучи уверенным, что это приведет также к приостановлению действий армянских вооруженных сил.
Азербайджан, естественно, не обостряет ситуацию на границе просто так. У Баку есть множество внешних и внутренних причин для этого. Если отбросить максималистские требования азербайджанской стороны, то есть, стратегические цели, которые, кстати, по понятным причинам неосуществимы, то, все равно, можно будет с уверенностью заявить, что у Азербайджана сегодня есть тактические задачи, важнейшая из которых – постоянная возможность обострения ситуации на границе.
Это позволяет администрации Алиева в своем политическом арсенале постоянно иметь угрозу возобновления войны, что часто очень эффективно применяется как в отношениях с внешним миром, так и в ходе решения внутриполитических проблем. Азербайджан очень последователен в политике сохранения этой возможности и всегда обостряет обстановку на границе в том случае, если чувствует реальную опасность изменения ситуации в регионе. Это обусловило активность азербайджанских вооруженных сил в июле-августе 2014-го года, в начале нынешнего года и сегодня.
Основной причиной нынешнего беспокойства Баку являются договоренности «шестерки» международных посредников с Ираном по ядерному вопросу. В Азербайджане увидели высокую эффективность российско-американского сотрудничества в иранской ядерной проблеме и испугались перспективы дальнейшего развития этого сотрудничества. В администрации Алиева особенно могла бы вызвать беспокойство мысль Джеймса Уорлика в ходе интервью газете «Ведомости» о том, что у России и США нет проблем на Южном Кавказе, и что наши региональные развития объединяют две державы.
На самом же деле логика действий Азербайджана весьма ясна и предельно предсказуема.
Ясны также механизмы, которые могут сдерживать военную активность Баку. Но все упирается в так называемую политическую волю и пресловутые двойные стандарты. Официальный Ереван, у которого есть необходимый политический потенциал «навязывания мира» Азербайджану, продолжает ставить акцент на решение вопроса дипломатическим путем.
Президент Армении Серж Саргсян требует от посредников и международных авторитетных организаций не ставить знак равенства между армянской и азербайджанской сторонами и четко указывать основные угрозы региональной безопасности. Указать и осудить, осудить и предотвратить. До этого момента задача решена наполовину: сопредседатели Минской группы ОБСЕ, как и европейское политическое сообщество, уже осудили Азербайджан, потребовав оставаться в рамках переговорного процесса. Но это осуждение не остановило азербайджанскую воинственную риторику.
В данной ситуации вновь на первый план выходит необходимость сдерживания Азербайджана путем контрдействий, что и делает армянская сторона. Но все будет зависеть от объемов ответных действий. Хватит ли терпения у армянской стороны на новый переговорный этап, покажет время. На данный момент ясно только, что последовательность тех же переговоров или так называемого окна возможностей обеспечивается исключительно благодаря армянским вооруженным силам.
Грант Мелик-Шахназарян, политолог
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции