Министр образования и науки Армении Армен Ашотян рассказал в интервью порталу Sputnik Армения о том, чем новый учебный год отличается от предыдущих, опроверг слухи об изменениях в системе образования Армении, а также признался, почему отдал детей не в государственную школу.
- Господин министр, чем новый учебный год 2015-16 отличается от предыдущих?
— Это очередной учебный год – год старых проблем и новых инициатив. Обычно проблемы в сфере образования решаются очень долго, потому что основная их часть накапливалась годами, и моментально разрубить все эти "гордиевы узлы" в сфере образования невозможно и опасно. Парадигма современной армянской школы зиждется на трех основных китах: национальная идентичность школы, хорошие традиции советской школы и современность, то есть желание находиться в общеевропейском образовательном пространстве.
При этом Армения всегда пытается локализовать даже самые глобальные истории успеха. Любой самый удачный эксперимент, проведенный на другой земле и с другими людьми, не всегда успешен в других странах. Последние годы мы, следуя основным принципам Болонского процесса, всегда пытаемся их локализовать.
- Соответствуют ли действительности упорно муссируемые в последнее время слухи о том, что старшая школа в Армении будет упразднена, и школьное образование снова станет десятилетним?
— Я периодически слышу об этом за семь лет моей работы на посту министра. Это не соответствует действительности. Мы перешли на двенадцатилетку, окончили структурный этап реформ, которые были неоднозначно восприняты в нашем обществе.
В настоящее время более актуальна проблема контента образования. Мы начали новый амбициозный проект пересмотра школьной программы, так как анализ показывает, что программа общеобразовательной школы Армении перегружена как предметно, так и тематически, в ней слабо выражены междисциплинарные связи.
К сожалению, научить ребенка всему невозможно даже за 12 лет. Важно научить ребенка учиться в течение всей жизни, развить "soft skills", научить принимать решения и брать на себя ответственность. Примером этого является предмет "шахматы" – уникальный армянский образовательный продукт, который мы сами генерировали и экспортировали. Это уже своего рода бренд армянской образовательной системы, который имеет огромный международный резонанс и вызывает большой интерес. Это — единственная реформа за последние семь лет, вокруг которой есть национальный консенсус.
- Несмотря на яростную критику в адрес школьного образования в Армении наши ученики блестяще выступили на школьных олимпиадах в разных странах. Как Вы объясняете этот феномен?
— Наши школьники в последние годы выступают на высшем уровне на всех международных олимпиадах. Мы считаемся одними из фаворитов. Это является косвенным признаком успешности проводимых преобразований.
- А как Вы оцениваете качество школьного образования в Армении?
— Я могу сказать, что все очень хорошо и пять минут обосновывать свой ответ, могу сказать, что все очень плохо и опять-таки минут пять рассказывать, почему. На самом деле у нас очень разное качество образования и в школах, и в вузах. Например, в 12-м классе у нас проходят 16 предметов. По ведущим международным программам бакалавриата проходят 6-9, максимум 12 предметов. Мы же пытаемся рассказать нашим детям все, сразу и сложно. Поэтому у наших умных и талантливых ребят возникает отвращение к учебе, так как они не успевают переварить весь материал. Школа у нас хорошая, добротная, у нас тысячи хороших учителей. И у нас очень требовательное отношение общества к школе.
- А как Вы относитесь к обучению в школах с позиции отца школьников? Ведь ваши дети учатся не в государственной школе…
— Мои дети посещают публичную школу "Айб", созданную с участием государства. К ее созданию и я приложил небольшие усилия. Я, как гражданин, пользуюсь плодами тех реформ, которые мы провели как Министерство.
- То есть, публичные школы лучше государственных?
— Нет, совершенно. В начальной школе качество образования больше зависит от основного педагога. Мой сын пошел в первый класс в государственную школу, и из этого класса сделали "класс министра". Я не собираюсь и не буду всю жизнь работать министром образования и не хочу, чтобы мои дети росли в искусственной среде. К сожалению, общественный и педагогический менталитет неадекватно формирует психологию детей из семей чиновников. В "Айб"-е же к ним равное отношение, даже, скорее, придирчивое.
- Давайте от официального формата перейдем в формат "без галстука". Ваш любимый парфюм?
— Интимный вопрос, но я на него отвечу. У меня нет одного любимого парфюма, так как он выражает мое настроение и возможности. Иногда я сам покупаю парфюм, иногда жена.
- Какую марку машин Вы предпочитаете?
— Не люблю машины. Машина для меня – действительно средство передвижения: минимум комфорта и безопасность. Учитывая, что я очень часто разъезжаю по областям Армении, Джавахку (армянонасленный район Грузии) и Карабаху, у меня внедорожник.
- А какой Ваш любимый вид спорта?
— Я люблю играть в баскетбол и волейбол, а смотреть – футбол.
- Книга, которая произвела на вас наибольшее впечатление?
— Нехороший вопрос. Я не понимаю людей, которые на него отвечают. Таких книг много.
- А фильм?
— То же самое.
- Где министр образования и науки Армении любит отдыхать?
— Дома, на диване.
- Трудно ли быть министром образования Армении семь лет подряд?
— Вообще — звучит привлекательно. Что касается семи лет, то у меня есть много друзей среди действующих и бывших министров образования в Европе. И один из моих коллег, бывший министр, недавно мне сказал: "послушай, министр образования в таких странах, как наша, это расстрельная должность". Это — расстрельная должность, приговор, приведение которого в исполнение откладывается.