ЕРЕВАН, 7 дек — Sputnik, Лаура Саркисян. Сегодня исполнилось 27 лет после землетрясения в Армении, о котором очевидцы до сих пор вспоминают с содроганием. Именно к этим событиям в своем фильме "Землетрясение" обратился российский режиссер армянского происхождения Сарик Андреасян. В беседе с корреспондентом Sputnik он рассказал о фильме, о задумке, о том какая работа проделана в Гюмри, где в последние дни проходили съемки, а также как к этому проекту относятся те, кто пережил катастрофу…
О замысле
Я решил снять фильм, так как меня всегда интересовала эта тема. Помню, как люди обсуждали эту трагедию. Я был совсем ребенком на тот момент, мы жили в Ереване. Во время землетрясения находился в детском саду, нас здорово тряхнуло в Ереване… Помню как люди садились в машины и уезжали помогать. Я все это воспринимаю как кино про свою страну, про свой народ.
На фоне природной катастрофы разворачивается история двух героев — 45-летнего Константина Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна.
Судьба сталкивает их не впервые — много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта. Константин провел несколько лет в тюрьме, а маленького Роберта приютили родственники. По странному стечению обстоятельств Бережной возвращается к своей семье в день страшного землетрясения: его ждут жена, дочь, сын… и Роберт, который так и не простил ему гибели своих родителей. По иронии судьбы, герои оказываются в одном спасательном отряде, но узнают друг друга не сразу.
Съемки в Москве
В Москве строили декорации, разрушенный город и основную часть фильма снимали там, ведь с моральной точки зрения так было правильнее. Наиболее тяжелые моменты мы хотели снять в Москве, чтобы не делать это в Армении и не травмировать население, ведь эти события еще свежи в памяти и многие люди прошли через это. Основные съемки фильма проходили на территории заброшенного московского завода, где на площади в 50 тыс. кв. метров выстроены декорации разрушенного Ленинакана. Большая часть съемочной группы состоит из армянских актеров. Причем почти всех так или иначе затронула трагедия 1988 года.
Съемки в Гюмри
В Гюмри мы снимаем первые 15-20 минут фильма, то есть эпизод до землетрясения: солнечный город, счастье, радость, которые в нем царят. После того как происходит землетрясение, солнце исчезает, и весь фильм мы видим через призму тумана, дыма, пыли. В самом конце у нас опять появляется солнце, которое означает — жизнь продолжается.
Об "Оскаре"
По тому материалу, который мы отсняли (практически 80% фильма готово), мы достойны выдвижения на "Оскар". Однако это должна делать Армения, а не мы. Надеемся показать фильм и президенту Армении и Католикосу всех армян Гарегину II и получить благословение на "Оскар". Фильм будет готов в августе следующего года.
О самом фильме
Этот фильм стал для меня новым уровнем, ведь это авторское кино. Это большой драматический фильм, который я не побоюсь сравнить с "Пианистом", "Списком Шиндлера", но только про армян. Фильм будет понятен всем, так как за всем этим стоит человеческая история, ведь он про людей, и неважно армянин ты или нет. В целом, фильм будет для тех, у кого есть сердце. Мы хотим остаться в истории, точно также как остался в истории фильм "Майрик". Хочется сделать такое кино, которое будет актуально и через 20 лет.
О планах на будущее…
Хочу снять большой исторический фильм на библейскую тему. Часть съемок пройдет в Армении. Но об этом я расскажу через два года.