Адрине Торосян, Sputnik.
Маленький сын Мартуи встречал нас возле дома в япнджи (бурка — накидная одежда традиционного армянского мужского костюма — Sputnik) и овечьей шапке.
Главной особенностью работы Мартуи является то, что используемые для костюмов ткани созданы по ее эскизам. В этом ей помогают друзья и знакомые: они предоставляют старые фотографии своих предков, по которым она воссоздает не только костюмы, но и реальные истории. Куклы в ее руках обретают жизнь.
"Видите эту женщину с ребенком, почему ребенок смотрит тревожно назад, ведь его больше должна интересовать мама, но обращает свой взгляд назад, на турецкий ятаган, так как боится ужасных погромов", — рассказывает мастерица о своей работе.
В числе ее работ кукольная пара, созданная на основе старых семейных фотографий одной семьи родом из Сасуса, в дальнейшем перебравшейся в Ленинград, а потом Краснодар.
"Эти фотографии мне передали их правнуки, ныне проживающие в Ванадзоре", — сказала создательница кукол.
Коллекция ее работ под названием "От моря до моря" отображает четырехтысячелетнюю историю армянской национальной одежды, начиная со времен правления Тиграна Великого до тифлисских армян.
Каждая область Армении имела свой костюм, отличаясь узорами, орнаментами и цветами. Среди общих особенностей армянского национального костюма — изобилие красных, зеленых и синих цветов, разноцветные ткани, платки, двухцветная фата (красно-белая) невест. Красный цвет символизирует плодородие, смирение и победу, белый — чистоту и невинность.
В средние века на армянские национальные одежды оказали свое влияние арабские и византийские костюмы, а в позднее средневековье — костюмы турецких, татарских, курдских завоевателей. В свою очередь наблюдается влияние армянского наряда на одеяния соседских народов.
"Были случаи, когда для цариц других государств, например, попавших под дождь, армянские портнихи шили новые наряды, а мокрая одежда оставалась у мастериц. В дальнейшем они использовали элементы чужого наряда в армянских костюмах", — говорит Мартуи о взаимодействии различных культур.
Вышивка и ручная работа занимали важное место в оформлении одежды. Представители высшего слоя носили наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, с добавлением кружев. В приданое девушек обязательно входили изделия ручной работы — покрывала и фартуки. Фартук был обязательным предметом в гардеробе, особой красотой отличались бархатные фартуки. Головы обязательно покрывали платком, причем замужние женщины прикрывали еще и рты, как символ смиренности.
Большое место в наряде занимали украшения, различные ожерелья, браслеты и пояса. Головной убор замужних женщин отличался наличием монет.
"Монеты свидетельствовали об уровне благосостояния семьи. В богатых семьях женщины носили головные уборы с золотыми монетами, а средний класс — серебряными, стараясь посередине разместить хотя бы одну золотую монету. А вот на головных уборах моих кукол золотистые монеты, потому что армяне — трудолюбивые народ, заслуживающий того, чтобы женщины носили золотые украшения", — говорит Мартуи.
Мужчины по традиции носили черкеску, без которой нельзя было выходить на люди, даже в самую жаркую погоду.
Мартуи, создавая образы своих кукол, сохраняет все особенности лорийской национальной одежды. Армянский национальный костюм сохранился до конца 19 века, постепенно уступив свое место европейским нарядам.
Мастер национального костюма утверждает, что современная мода использует элементы армянского национального костюма, орнаменты и украшения.