ЕРЕВАН, 12 апр — Sputnik. "Чтобы вернуть Белку и Стрелку живыми из космоса, запустить первый спутник и отправить в полет Юрия Гагарина, а также множество других космонавтов, работала вся наша огромная страна, в то время Советский Союз", — сказала директор Музея космонавтики Наталья Артюхина на пресс-конференции, приуроченной ко Дню космонавтики.
Ее слова подтвердил летчик-космонавт Александр Лавейкин: "Системы, датчики управления изготавливались в Узбекистане. Специально для нас на Ташкентском авиазаводе имени Чкалова сделали летающие лаборатории ИЛ-76 — два специальных самолета, на которых мы проходили и проходим тренировки по невесомости. В Днепропетровске создавались ракеты, в Харькове — системы управления. Когда конструировали "Буран", кооперация между республиками достигла невероятных размеров".
"В Советском Союзе была целая программа, которая предполагала, чтобы в космосе побывали представители разных республик, — добавил Лавейкин. — На борту космической станции люди вместе рискуют жизнью, и никаких политических разногласий у них быть не может, несмотря на сложные взаимоотношения некоторых стран".
Представителям бывших советских республик в Музее космонавтики в Москве будут интересны абсолютно все экспонаты, заверила Наталья Артюхина. "Большая часть из них была сделана в Советском Союзе. Разработки жителей нынешних независимых государств, ранее республик СССР, которые позволили осуществить первый полет человека в космос, находятся у нас в музее. Работа велась по всему Союзу, и современные молодые люди должны понимать, что этим событием международного масштаба мы обязаны совместному труду их бабушек и дедушек", — сказала она.
Подвиг совершают не только космонавты, отправляющиеся в далекое путешествие и рискующие своей жизнью. Чтобы сделать это путешествие реальным тысячи людей занимаются повседневным тяжелым трудом, отметил Игорь Буренков, директор по коммуникациям госкорпорации "Роскосмос". "Недавно я был на космодроме Восточный. Его строители совершают подвиг ежедневно. Работать порой приходится в чудовищных условиях, при минус пятидесяти градусах. Представьте, каково это — стоять в бетонной конструкции, когда холод сковывает с ног до головы. Их работа не так интересна, как орбитальный полет, но именно благодаря им мечта космонавтов увидеть Землю со стороны становится реальной".
По словам Александра Лавейкина, самый большой страх любого космонавта вовсе не внештатная ситуация на борту, а отмена старта: "Нас много раз ставили и снимали с полета еще задолго до вылета. Даже сидя в кабине, ты с замиранием сердца отсчитываешь секунды до старта, все еще не веря, что через несколько минут увидишь Землю из космоса".