О реализации программы продления сроков эксплуатации Армянской АЭС, планах правительства на удешевление импорта газа, выгодной атомной энергии и реальной дороговизне альтернативных источников рассказал Sputnik Армения эксперт Национального Собрания Армении, преподаватель Армянского государственного экономического университета, кандидат экономических наук Сурен Парсян. Беседовал Арман Ванескегян.
— В Армении стартовала программа по продлению сроков эксплуатации второго энергоблока Армянской АЭС. Как Вы оцениваете ее необходимость, особенно в свете заявлений ряда экологов о сейсмической опасности станции?
— Атомная генерация является важнейшей составляющей энергетической отрасли, да и экономики страны в целом. Ее важность обоснована разными специалистами и экспертами и подтверждена самой жизнью. Хотелось бы напомнить, что первый блок Армянской АЭС был введен в эксплуатацию в 1976 году, а второй — в 1980 году, в результате чего республика не только стала самодостаточной, но и начала поставлять электроэнергию в Грузию и Азербайджан. По сути, Армения стала одной из стран-экспортеров электроэнергии того периода, в связи с чем роль и значение Армении в Закавказье во времена СССР значительно возросли.
В ходе строительных работ станции учитывались многие факторы, в первую очередь, сейсмическая устойчивость, то есть изначально была учтена географическая расположенность Армении, поскольку здесь часто происходят землетрясения, и были установлены энергоблоки, устойчивые к сейсмическим рискам. После Спитакского землетрясения 1988 года министерством энергетики была создана комиссия, которая провела исследование на ААЭС и подтвердила отсутствие каких-либо проблем, а эксплуатация АЭС была продолжена в прежнем режиме.
Тем не менее, работа АЭС в 1989 году была приостановлена, экологические организации сыграли здесь не последнюю роль. В постсоветский период многие зарубежные организации выступали против возобновления работы станции, но не предлагали никакой альтернативы, и, как итог, мы получили мощный энергетический кризис начала 1990-х годов, приведший к массовой вырубке деревьев, беспощадному использованию вод озера Севан, что поставило страну на грань действительной экологической катастрофы. И лишь благодаря финансовому содействию России в 1995 году удалось перезапустить второй энергоблок АЭС и решить как проблемы с энергоснабжением, так и с экологией.
Говорят, новое, это хорошо забытое старое. Поэтому, когда сегодня некоторые новоявленные "эксперты" трубят об опасности АЭС, я бы посоветовал помнить об уроках прошлого.
— Но ведь при оценке важности АЭС необходимо учитывать не только экологические риски, но и экономические факторы.
— Верно. Одно из преимуществ атомной энергетики — низкая себестоимость. Согласно тарифам, установленным Комиссией по регулированию общественных услуг Республики Армения, АЭС продает электросетям электроэнергию за 5.5 драмов.
Для сравнения: стоимость одного кВт.ч электроэнергии с тепловых электростанций в 5 раз выше, а с Разданской ТЭС — в 8 раз выше. По сути, на данный момент самую дешевую электроэнергию мы приобретаем у АЭС. Даже у Воротанского каскада ГЭС она дороже. И на данный момент у нас нет иного выхода, как продление сроков эксплуатации Армянской АЭС. Правительство Армении заключило договор с Россией о предоставлении кредита в размере $270 млн, а также $30 млн гранта в целях реализации программы продления сроков эксплуатации ААЭС. Проект, как вы знаете, будет осуществлен в 2017-2018 годах, в течение которых работа АЭС будет приостанавливаться на три-четыре месяца ежегодно. И в этот период могут возникнуть риски повышения тарифов на электроэнергию. В этой связи правительство РА уже сегодня ведет с российской стороной переговоры о снижении цен на газ. Однако, даже при снижении цен на газ, у нас будет довольно дорогая электроэнергия в сравнении с тарифами АЭС. Другое дело, если бы Армения заключила договор с Российской Федерацией не в долларах, а в рублях, что позволило бы компенсировать грядущие проблемы.
— В последнее время в Армении много и с воодушевлением говорится о старте программы развития альтернативных источников энергии…
— Необходимо быть реалистом. У тепловых электростанций, например, работающих на газе, очень дорогая электроэнергия, а у альтернативной электроэнергии, источниками которых являются солнце, ветер и т.д., себестоимость еще выше — 60-70 драмов за 1 кВт.ч.
— Насколько реально участие армянских компаний в тендерах ГК "Росатом"?
— Очень важно, чтобы местные компании принимали участие в тендерах, были вовлечены в ремонтные работы. Это соответствует интересам отечественных компаний и страны в целом, поскольку в результате повышается занятость, снижается социальная напряженность, а у компаний появляются дополнительные средства, которые можно будет направить на воспроизводство, не говоря уже о налоговых отчислениях. Однако вопрос заключается в том, есть ли у наших местных компаний соответствующие компетенции для проведения указанных работ. Тем более с учетом жестких требований ГК "Росатом". Будем надеяться, что став членом Евразийского экономического союза, мы постепенно приблизимся к необходимому уровню квалификации.