В Международный день джаза, отмечаемый в мире и в Армении в пятый раз, об истоках армянского джаза Sputnik Армения рассказал великий джазмен, символ современного армянского джаза Левон Малхасян. Беседовала Лаура Саркисян.
—Как и когда возник армянский джаз?
— Армянский джаз берет свое начало с 1938 года, когда великий композитор Артемий Айвазян создал первый джазовый оркестр в Армении. Оркестр имел большой успех в странах Советского союза и в 1939 году принял участие на "Декаде искусства" в Москве. С этого начинается история армянского джаза, которую продолжил Константин Орбелян. После Айвазяна Государственный эстрадно-джазовый оркестр Армении 36 лет возглавил Орбелян. Он проделал колоссальную работу, под руководством Орбеляна оркестр посетил около 40 стран мира, в том числе и США.
60-е годы прошлого столетия можно считать переломными: в джаз пришло мое поколение. Я на базе Ереванского государственного университета имени В. Брюсова основал первое джазовое трио, куда входили контрабасист Артур Абрамян, барабанщик Артур Тутунджян и я — пианист. Через год к нам присоединился блестящий саксофонист Александр Закарян и наше трио переросло в квартет. С этого момента, можно сказать с нашей подачи, стали появляться как грибы маленькие джазовые группы. Были и большие бэнды. В маленьких группах можно было интереснее подать себя как музыканта, нежели в больших бэндах.
Я могу бесконечно перечислять имена талантливых джазменов, это и Армен Уснунц, и Ваагн Айрапетян, и Давид Азарян, и Рубен Амирбекян и другие. Мы ездили на джазовые фестивали.
—Как и когда вы поняли, что джаз — это ваше?
— Мне было пятнадцать лет, когда впервые услышал в эфире американской радиопередачи "Time for jazz" эту божественную музыку. На протяжении 45 минут звучала сугубо джазовая музыка и я, будучи подростком, услышал музыку, которую не понимал. Помню, мы записывали эту радиопередачу и по ней тренировались. Так, мы познакомились, с джазом.
Многие из нашей старой команды теперь уже проживают и творят в Америке: Арташес Карталян, Григор Балагян и другие.
—Что такое джаз для Вас?
Джаз переводится как жизнь и подобно жизни является не повторяющейся, постоянно меняющейся музыкой. Джаз — это отдельный островок. У джаза ограниченная аудитория и у этой музыки не так много поклонников как у попсы, рабиза или даже классической музыкой.
—Какой собирательный образ у джазовой аудитории?
— Здесь нет возрастного ценза, и в нее могут войти лица от 7 до 80 лет, которые имеют склонность к постоянному познанию. Их отличительной чертой также является то, что они интеллектуалы, имеют интересную внутреннюю философию.
—Как появилось понятие международный день джаза?
— Пять лет назад, когда мировая суперзвезда, композитор, пианист, дирижер Херби Хенкок стал послом доброй воли ЮНЕСКО, он предложил 30 апреля отмечать как международный день джаза. Мы также присоединились к данной инициативе и уже пять лет отмечаем этот день.
—Какой он армянский джаз?
— Не обязательно включать в джаз игру на дудуке или таре, чтобы мелодия стала армянской. В любой стране, где я давал концерт, через десять минут говорили, что я из Востока и сразу хотели узнать из какой я страны. Любой воспитанный на армянских звуках не может во время импровизации джаза не употребить армянскую мелодию.
— Я могу до шести утра перечислять имена сегодняшних представителей нового поколения джаза. У нас большая очень талантливая армия джазменов.
—Что изменилось в джазе с периода его возникновения?
— В джазе 60-х, 70-х, 80-х, 90-х и в 2000-х годах ничего не изменилось, кроме применения новых элементов. Джаз и богат тем, что берет от жизни все новое. Если ты сам изнутри не склонен к импровизации, то тебя ни в одной консерватории мира этому не научат.
—Каковы ваши творческие планы?
— Мне 70 лет, из которых 50 лет я посвятил джазу. Я уже исполнил одну мечту — открыл джаз-клуб, осталось открыть школу джаза, тогда я успокоюсь (улыбается). Я живу, как играю и играю, как живу.