Дмитрий Писаренко, Sputnik.
Это был тот редкий случай, когда декорации на сцене играли главную роль. Концепция действа предполагала перенести присутствующих в прошлое. Перед полным залом стояли предметы, неразрывно связанные с бытом каждой армянской семьи в последнее десятилетие ХХ века: керосиновая лампа, примус, подсвечник со свечами, пачка сухого спирта, "фуджика" и "алладин" (керогаз южно-корейского и иранского производства).
Субботний вечер воспоминаний начался с того, что погас свет. В зал внесли свечи и семечки на блюдцах.
Зачастую именно так по вечерам, в то блокадное время, ереванцы коротали время, в ожидании того, что хотя бы на часок дадут электричество и удастся приготовить обед на завтра, постирать бельё, погладить вещи или просто посмотреть телевизор. У "буржуйки", установленной прямо в квартире, творческая интеллигенция лузгала семечки, пила кофе, сваренный на той же печке, запекала на ней же картошку и вела разговоры о жизни, разбавляя их небольшими дозами недорогих алкогольных напитков.
"Я стою на сцене, которую сам мастерил в те мрачные дни. Именно тогда мы решили в театре соорудить ещё одни подмостки. Этот культурный центр родился в блокадное время, то есть тяжёлый быт нас не сломал, а подтолкнул к созиданию", — отметил организатор мероприятия, театральный деятель и писатель Рубен Пашинян.
Он рассказал, что когда несколько лет назад в армянском курортном Цахкадзоре проходила встреча российских писателей с местными коллегами, гости были удивлены.
Армянские писатели, рассказывая о жизни республики в разгар карабахской войны, очень часто употребляли слово "блокада". Россияне не понимали, о чём идёт речь? В их сознании слово "блокада" ассоциировалось исключительно с Ленинградом.
Для многих из них стало откровением то, что в 90-е Армения испытывала жесточайшую энергетическую и транспортную блокаду. Железнодорожное сообщение действовало только с Грузией, поскольку дальше путь в Россию был закрыт из-за конфликта в Абхазии.
Граница с Азербайджаном была на замке по понятной причине, а Турция блокировала Армению в знак солидарности с Баку. Газопровод, обеспечивавший энергосистему Армении, постоянно подвергался неприятельским диверсиям. Это оборачивалось тем, что электричество в жилых домах не бывало сутками. Путь во внешний мир обеспечивала лишь единственная автомобильная дорога с Ираном, не пригодная для международного сообщения.
"Узнав обо всём этом подробнее, известный российский писатель Евгений Попов предложил создать в Ереване музей блокадного времени и посоветовал выпустить сборник рассказов, — сказал Пашинян.
Сборник получился виртуальный. Само его название — "блокада.am", уже подчёркивает новое время — эпоху интернета. Ценность альманаха в том, что он не продаётся.
Составители считают, что память бесценна, ею лучше делиться. Сборник можно скачать в интернете бесплатно. К тому же символично, что рассказы, которые в ХХI веке можно прочитать в электронном виде, описывают истории, связанные с отсутствием электричества в конце ХХ века.
"В те годы, когда театр обесточивался во время спектакля, сцена озарялась светом зрительских глаз", — обратился к присутствующим ведущий вечера, предваряя начало чтений.
С тёмной сцены, под светом мерцающих в зале свечей, зазвучали истории режиссёров Александра Григоряна и Рубена Бабаяна, искусствоведа Сусанны Арутюнян, журналистов Ашота Газазяна и Нелли Мадатян, поэтессы Нарине Карамян… В их числе оказался и автор этих строк. Выступление началось с шутки, которая органично вписалась в драматургию вечера.
Некоторые зрители чувствовали себя в темноте неуютно и время от времени просили включить освещение. Я предложил представить, что как в те времена к нам заглянул знакомый электрик и предложил на определённых условиях провести "левую линию" от ближайшего метро. Зрителям понравилось, но организаторы решили ничего не менять.
Несмотря на принятые "для храбрости" 50-грамм успокоительного — коньяка, голос на сцене всё равно задрожал. А когда я вернулся в зал, то вспомнил один свой старый стендап для телерепортажа. Рассказывая о блокадной жизни в Армении, я сравнил её с сердцем. Оно тоже попадает в блокаду, но при этом не перестаёт биться.
Финалом вечера стала раздача хлебных карточек, существовавших в Армении с 92-го года по 95-й. Организаторы, напомнили, что они давно отменены, и купить хлеб на них невозможно. И хорошо бы, чтобы так было всегда…