ЕРЕВАН, 30 апр — Sputnik. Отношение общества к армии формируется с детства, на всех этапах жизни — в семье, школе, вузе, но важно также то обстоятельство, как выглядят вооруженные силы в глазах общества. Об этом в беседе со Sputnik Армения рассказал заведующий кафедрой психологии Государственной академии управления Армении, профессор психологии Рубен Агузумцян.
По мнению психолога, в этом вопросе важен государственный подход, который не сформирован. Именно этим Агузумцян объясняет многочисленные случаи уклонения от службы в армии.
"Армия является одним из самых важных институтов государственности, она должна быть сильной, как во внутренних, так и во внешних отношениях", — сказал Агузумцян.
Что касается военных действий, то, по словам психолога, человек должен заранее быть подготовлен к этому.
"Во время военных действий многие ошибки совершаются из-за того, что человек не готов к этой ситуации. Эмоциональность может привести к ошибкам. Поэтому, когда человек заранее знает, что может оказаться в подобной ситуации, то количество ошибок существенно снижается", — сказал Агузумцян.
По его словам, когда эмоции берут верх — сознание отступает, и в таких случаях фактор неожиданности может привести к фатальным ошибкам.
Для подготовки солдат он придает важность обмену опытом с подготовленными людьми. "Те люди, которые участвовали в военных действиях и пережили сложные моменты, например, смерть друга, лишения, они возвращаются с измененным психологическим состоянием, и уже требуется профессиональная работа психолога", — отметил специалист и привел пример, когда после вьетнамской войны в США были созданы кружки групповой терапии.
В Армении после продолжительной карабахской войны (в 1990-х) не был сформирован подобный опыт. Более того, по его словам, в военном институте имени Вазгена Саргсяна даже нет кафедры психологии, что, по мнению специалиста, неверно.
"Удивительно, но факт — государственный подход просто отсутствует", — сказал Агузумцян.
Он отметил, что армянские психологи имеют опыт работы в тяжелых условиях, в частности после землетрясения, и эта практика может быть применена также в отношении раненых военнослужащих. Но, по словам психолога, проблема упирается в отсутствие государственного подхода.