Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС — для Sputnik Армения
С сожалением приходится отмечать, что попытки внешнего давления на новые независимые государства постсоветского пространства, а также противодействие интеграционным процессам с участием России, в последние годы нарастают. Враждебные действия Запада по отношению к РФ и ее региональным партнерам (здесь можно вспомнить не только ситуацию на Украине, но и последние события в Закавказье) становятся ключевым направлением внешней политики целого ряда международных организаций.
В такой ситуации встает вопрос, повлияет ли это на перспективу евразийской интеграции, и что нужно делать для укрепления суверенности и сплоченности стран, являющихся членами евразийских интеграционных структур?
Начинают с молодежи
Начинать нужно, как я полагаю, с учета того обстоятельства, что атакам со стороны глобалистов подвергаются сегодня не только элиты постсоветских стран, но, в первую очередь, молодое поколение.
Именно с молодежью стремятся работать различные прозападные НКО, получающие гранты для реализации "инновационных" проектов — например, в сфере образования. Очевидно, что замысел атакующей стороны состоит в том, чтобы превратить молодежь постсоветских стран в движущую силу прозападных трансформаций, выражающихся, увы, не в строительстве демократических и процветающих государств, но в разного рода квазиреволюциях, сметающих традиционные элиты и уклады жизни.
Делается расчет на то, что постсоветское поколение выросло в условиях потребительского общества и в рамках принципиально иной системы образования, из которой был исключен воспитательный процесс и такие принципы, как интернационализм и подлинный патриотизм.
Идее социальной солидарности сегодня противопоставлена идея победы в конкурентной борьбе и личного успеха, то есть фетиш карьеры и благосостояния, которые возможны якобы только в обществе западного типа.
На деле успеха достигают единицы — как правило, те, кого в результате тщательного отбора западными "бизнес-ангелами" и образовательными фондами вывозят за рубеж. Основной же массе постсоветской молодежи, увы, приходится довольствоваться участием в заказных "цветных революциях" и майданах в обмен на призрачную возможность оказаться в числе избранных.
Одним из основных направлений удара Запада по идеологии суверенного развития и национальным менталитетам становится молодежь стран кавказского региона.
Согласно замыслу западных стратегов, в результате смены элит к власти в этих странах (по аналогии со многими арабскими и иными государствами развивающегося мира) должны прийти новые лидеры, призванные обеспечить присоединение своих стран к глобальным (на самом деле — колониальным) форматам жизнедеятельности.
Молодежи обещают доступ к власти на условиях полной лояльности по отношению к Западу. Собственно говоря, эту технологию мы видим сегодня во всей красе на Украине, где молодежи обещали процветание, а получает она в итоге нищету, гражданскую войну и эмиграцию.
Главная причина столь легкого обмана молодежи постсоветских стран — та когнитивная война, которая была развязана сразу же после упразднения СССР. Эта война никогда не сводилась к информационным атакам на национальные элиты. Одно из ключевых направлений современной войны знаний и смыслов — это внедрение новых образовательных стандартов и технологий.
На той же Украине, к примеру, при активном участии прозападных структур удалось внедрить новую систему образования, основанную на полной трансформации гуманитарных наук. В результате в этой стране было выращено целое поколение, воспитанное на националистической квазиисторической ереси, из которой в итоге вырос нацизм.
Что противопоставить примитивизации образования?
Намеренная или вынужденная примитивизация системы образования и наполнение ее лжеценностями и квазизнаниями наблюдаются сегодня во многих постсоветских странах. Как противостоять деградации национальных систем образования?
Ответ очевиден: новым независимым государствам и, прежде всего странам, входящим в ЕАЭС, необходимо укреплять и развивать национальные системы образования.
Задачи по формированию комплементарных культурных и образовательных пространств ставятся сегодня перед министерствами образования стран-членов ЕАЭС в соответствии с договорами о стратегическом партнерстве. Однако немалая роль в их формировании отводится и народной дипломатии. Так, в текущем году запущены несколько программ Национального Фонда социальных программ (НФСП), направленных на разработку и продвижение специального образовательного курса для вузов стран-членов ЕАЭС на тему "Евразийство и евразийская интеграция: истоки, основы, принципы, проблемы и перспективы".
Первой страной, принявшей участие в разработке и реализации этого проекта, стала Армения.
При поддержке НФСП был подготовлен фундаментальный образовательный курс лекций, который был адаптирован для вузов Армении. В подготовке этого курса участвовали не только специалисты НФСП и Института ЕАЭС, включая автора этой статьи, но также ведущие армянские эксперты — политологи, философы, экономисты, социологи, историки: Арам Сафарян, Ашот Тавадян, Александр Маркаров, Гагик Арутюнян и другие.
Важно подчеркнуть, что российская инициатива фактически выросла из того опыта обсуждения проблем евразийской интеграции, который накоплен в Армении благодаря таким структурам, как общественная организация "Интеграция и развитие" Арама Сафаряна, фонд "Нораванк" Гагика Арутюняна, Евразийский экспертный клуб, а также ведущие гуманитарные кафедры Ереванского государственного университета.
Этот образовательный прорыв был бы невозможен без той высокой планки, которая была выставлена несколько лет назад армянскими интеллектуалами, поддержавшими идею присоединения Армении к ЕАЭС.
Аналогов подобного курса сегодня в странах ЕАЭС нет. Ни тематически, ни содержательно. Его авторам удалось разработать абсолютно инновационный курс из 12 лекций и ряда сопутствующих интерактивных круглых столов, в которых проблема евразийской интеграции рассматривается под самым разным углом — и в историческом ракурсе, и с точки зрения особенностей экономической интеграции постсоветских стран, и с позиции обеспечения коллективной безопасности на евразийском пространстве.
Но самое главное — в основу курса заложена цивилизационная парадигма. Вся совокупность постсоветских стран рассматривается его авторами как единое цивилизационное пространство, как территория комплементарных культур и общих для евразийских народов традиционных ценностей.
Думается, что рост напряженности в Закавказье и те проблемы, с которыми столкнулся сегодня народ Армении, не помешают реализации уникальной образовательной программы в университетах Еревана. Отмечу, что руководство Ереванского государственного университета уже включило названный спецкурс лекций в учебный план ЕГУ.
Полагаю, что после обкатки курса лекций в Ереванском госуниверситете НФСП мог бы распространить позитивный опыт и на другие университеты стран ЕАЭС.
Создание и продвижение подобных образовательных курсов — лишь первая ласточка в оздоровлении научного и культурного пространства стран Евразии. Следующим шагом должно стать развитие и укрепление коммуникаций между историческими и иными научно-гуманитарными сообществами евразийских стран, обмен лекторами, совместное проведение международных научных конференций и круглых столов на основе общего цивилизационного видения прошлого, настоящего и будущего Евразии.