Музыканты армянской рок-группы "Минерал" — Левон Айрапетян и Спарик Саргсян в эфире радио Sputnik Армения рассказали о прошлом, настоящем и будущем армянского рока. Беседовал автор программы "Артбокс" Карен Аветисян.
— В 1989 году в Джермуке была создана группа "Минерал", одна из малочисленных армянских рок-групп. Почему армянский рок не настолько популярен, как, скажем, британский или даже русский? Слова "рок" и "армянский" несовместимы?
— Левон Айрапетян: Совместимы, их не так уж и мало. В свое время в Армении были очень хорошие рок-группы, в каждом районе, в каждом городе была своя хорошая рок-группа. Многие из них участвовали на европейских фестивалях.
— Как получилось, что рок-группа была создана в Джермуке (город-курорт в Вайоцдзорской области Армении — ред.), а не в столице?
— Айрапетян: Природа нашего Джермука лучше способствует созданию хорошей музыки. Группы в нашей местности создавали лучшую музыку, чем группы из столиц. Один из наших выдающихся музыкантов, который впервые услышал нас в Джермуке, сказал — парни, в вашей музыке есть цвета ваших гор и ущелий. Честно говоря, в Ереване не получалось творить.
— Однако впоследствии осталось очень мало рок-групп. С чем это связано? Почему они прекратили свою деятельность и существование?
— Айрапетян: В свое время группы во время концертов обязательно играли свои произведения, а сейчас нет. Модным стал так называемый "cover", когда музыканты исполняют уже известные песни. Исчезла и концертная культура. У нас на государственном уровне были собственные билеты, афиши, администратор, который организовывал концерт. Все это исчезло. Появилась монополия.
Сейчас, чтобы организовать концерт, ты должен обратиться к конкретному человеку, либо должен выступать в клубах. Сегодня твои произведения никому не интересны, потому что модно исполнять известные песни.
С первого же дня создания группы "Минерал" состав не менялся. У нас есть друзья, которые выступают с нами время от времени, но основной состав группы сохраняется.
— Что является залогом этой стабильности? Что бы вы посоветовали молодым группам?
— Айрапетян: По-моему причиной этого единства является то, что мы из маленького города и всегда стоим горой друг за друга.
— Сегодня очень сложно организовать концерт, выпустить альбом. Этот механизм монополизировали, усложнили. Как вы боретесь с этими сложностями, и какой выход видите для группы "Минерал"?
— Спарик Саргсян: Мы не боремся. Не хотим ни противостоять, ни бороться. Мы делали нашу работу любя, были какие-то задумки, которые претворяли в жизнь. В отличие от многих групп, не искали денег, чтобы записываться, а деньги для записи альбомов, съемок, концертов зарабатывали делая другую работу. Спонсоров не искали и не ищем.
— Сегодня музыкант может, занимаясь своим делом, содержать семью?
— Айрапетян: Можно как-то выжить. Два-три года назад и этого нельзя было сделать. Когда я начал играть, другим делом не занимался. Со временем начал делать аранжировки. Сегодня и этого нет: люди нажатием одной кнопки берут "минус" из интернета, а мы сами слушали композиции и сами воспроизводили их.
— Сегодня площадок в виде пабов или клубов больше. Это способствует развитию рок-групп?
— Айрапетян: Клубы дают возможность людям слушать уже сложившиеся группы. Без всего этого они оставались бы в тени. Многие начинают с "cover"-ов, потом представляют свои произведения.
— В истории вашей группы есть также период, связанный с Карабахом?
— Айрапетян: В 1992 году после взятия Лачинского коридора, на третий или пятый день, решили поехать туда и дать благотворительный концерт. Тогда мы были молодыми и кровь кипела. В то время бензин был труднодоступным. Играли в ресторанах, чтобы собрать необходимую сумму и поехать в Карабах. Купили бензин и поехали в Степанакерт.
Люди пока не понимали, что происходит, что за звук, когда мы устанавливали технику. Люди удивленно выходили из подвалов. Концерт продлился 8 часов, помимо нашей программы, мы исполнили армянские, английские и русские песни. Все что знали — исполнили. Шел дождь, но люди не уходили, и мы играли. Были очень растроганы.
— Расскажете про ближайшие планы?
— Саргсян: Через 2 года будем отмечать 30-летие нашей группы, не знаю, насколько сможем воплотить наши планы в реальность. Хотим выступить с симфоническим оркестром, организовать закрытые концерты, для наших близких, друзей, с участием верной аудитории.
— Можете отметить каких-то исполнителей, которые до сих пор являются для вас источником вдохновения, из старого или нового поколения? Кого вы слушаете с удовольствием?
— Айрапетян: Однозначно сказать не могу, просто хорошая музыка. Например, Pink Floyd.
— Чего не хватает Армении в области музыки? В чем она нуждается, чего не достает с точки зрения культурной политики?
— Саргсян: Мне кажется, этот вопрос следует направить министру культуры. Я бы хотел, чтобы не позволяли выступать "приблизительным" певицам и певцам. У нас есть группы намного лучше, однако они остались в тени.