Лаура Саркисян, Sputnik.
В этот день более века назад была запатентована первая детская коляска в Европе. Первое упоминание средств по перевозке детей в Армении датируется концом XIX началом XX века. Праотцами детских колясок считаются повязки из ткани, которые женщины в старину привязывали к шее и укутывали ими детей на груди.
А тем временем в Армении были люльки и ходунки
Армения однозначно не является страной — создателем колясок, однако, здесь задолго до создания данных средств передвижения были прототипы современных люлек и ходунков. Первое упоминание детских колясок в Армении датируется концом XIX века. Их можно было приобрести в крупных торговых центрах городов, и они были импортированы из Европейских стран.
"Коляски можно было встретить в нынешнем Нахичеване, так как жители имели тесные торговые связи с большими странами, в Шуши (Карабах), Александрополе (ныне Гюмри)", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения начальник отдела Археологии и этнографии НАН Армении Сурен Обосян.
Первая коляска, датируемая концом XIX, началом XX века была найдена в деревне Бананц Дашкесанского района. Она принадлежала семье знатного рода Шахмурадянов.
"Подобную красоту я больше нигде не видел: ее каркас был собран из металла, а верх — связан из бамбуковых прутьев", — поделился Обосян.
Армяне и в то время ничем не отличались от европейцев, ведь и здесь коляски в XIX веке были предметом роскоши, который могли себе позволить лишь богатые и знатные представители армянской интеллигенции. Однако в одном армяне опередили европейцев, испокон веков в Армении существовали прототипы современных люлек и ходунков. Они изготовлялись в основном из дерева.
Эволюция средств передвижения детей
Отцом-основателем первой в истории человечества коляски считается ландшафтный дизайнер Уильям Кент, который в 1733 году создал средство для передвижения детей одного из герцогов того времени. Детская коляска имела железный верх, колеса и больше напоминала экипаж, в который запрягали пони или козу. Вскоре в таких колясках катались дети практически всех знатных лордов.
Коляска, похожая на современную, появилась в 1840 году. Она была сконструирована по приказу английской королевы Виктории — матери девятерых детей. Однако она была с неудобствами — у коляски не было ручек.
В 1853 году, Чарльз Бентон патентует коляску с ручкой, однако, из-за того, что дети могли только сидеть, было неудобно переносить их на более далекое расстояние. Вскоре эволюция решила и эту проблему.
В 1889 году Уильям Ричардсон придумал реверсивную модель коляски. В ней ребенок мог сидеть как лицом, так и спиной к управляющему коляской, а колеса могли вращаться на 360 градусов независимо друг от друга. С тех пор детская коляска прошла целую эволюцию, превратившись из громоздкого сооружения, против которого выступали тогдашние педиатры, в удобное средство передвижения.
Педиатры утверждали, что чрезмерное сидение в коляске негативно влияет на позвоночник ребенка.
После первой мировой войны производство колясок выросло в сотни раз. Коляски стали легче за счет чего и снизилась цена на них. Однако еще одним революционным шагом стало использование алюминия в качестве материала по изготовлению колясок с 1965 года. Именно благодаря данному металлу сегодня коляски легкие, компактные и общедоступные.