Известный актер и режиссер Нарек Дурян в интервью Sputnik Армения поделился мнением о том, каким должен быть театр, рассказал о важности смеха в жизни человека и о том, чего сегодня не хватает в сфере культуры. Беседовал Карен Аветисян.
— Многие спектакли, в которых вы выступаете в качестве режиссера и актера, основном, строятся на личном артистизме и создании комичных ситуаций. То же самое мы видим у сатирика Вардана Петросяна. С одной стороны, радует, что у нас есть такие личности, однако в целом положительно ли это влияет на армянский театр?
— Скажу, что суть моей новой постановки заключается в том, что все строится отнюдь не только вокруг меня. Даже сложно сказать, кто играет в ней второстепенную роль, а кто — главную. А вообще существуют разные стили.
Не хотел бы сравнивать себя с таким гением, как Луи де Фюнес, но фильмах с его участием тоже все крутилось вокруг него. Сегодня театр строится вокруг индивидуумов. Современный зритель идет смотреть не Сирано де Бержерака, которого изобразил Жерар Депардье, а как Жерара Депардье, играющего Сирано де Бержерака.
— Существует мнение, что вы дарите только смех, и больше ничего. Вы с этим согласны?
— Если тот, кто придерживается такого мнения, видел мои постановки "Се ля ви" или "Кома ностра" и ничего не извлек из них, то мне очень грустно. Другое дело, если он видел представление "Дон Жуан авиа", которое специально построено так, чтобы народ вдоволь насмеялся. То есть все зависит от спектакля. Конечно же, превалирует смех, потому что без смеха просто не прожить. Очень люблю это армянское выражение "Смеялся аж до слез".
— Господин Дурян, Вы фактически живете на две страны — Ереван и Париж. Сколько будет продолжаться ваш "полугастрольный" график, когда намереваетесь закрепиться творчески в одном месте?
— Скоро, скоро, очень скоро. Я собираюсь арендовать зал Союза писателей. Сейчас ведутся работы в этом направлении. Будут новые представления, комедийные постановки, вечера поэзии и т.д.
— Что бы Вы хотели, чтобы ереванцы переняли у парижан и, наоборот?
— Я бы хотел, чтобы над нами чуть меньше властвовали эмоции.
— То есть, Вы хотите сказать, должны быть более рациональными?
— Да, однако, повторяю, не очень много, а чуточку. В Ереване две машины могут перекрыть дорогу, сразу вспыхивает спор, кто кому должен уступить. Но, с другой стороны, должен отметить, что в свое время даже мечтать не мог о том, что в Армении наступит день, когда машина остановится, чтобы пешеход перешел бы улицу. А сегодня потихоньку все меняется. И наоборот, парижанам несколько не хватает эмоций.
— Вы хотите сказать, такому романтичному городу как Париж не хватает чувств?
— Да, немного (смеется).
— Скажите, пожалуйста, какое современное произведение искусства произвело на Вас впечатление?
— Фильм "Полночь в Париже" Вуди Аллена. Замечательный фильм, умопомрачительный сюжет, гуманизм. Здесь и хвала искусству, и пощечина сегодняшнему "быстрому" миру.
— В чем, в первую очередь, нуждается культура?
— Сегодня не хватает интеллектуальных людей. В советское время мы считались достаточно читающей нацией. Хотел бы, чтобы это восстановилось. Одним словом, не хватает интеллекта.